Авторское право на музыкальные произведения


Музыкальные произведения как объекты авторского права


Н.А. ПОКИДОВА,аспирант кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России Авторское право предоставляет охрану произведениям науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, достоинства и способа выражения.

Однако несмотря на то, что закон гарантирует правовое признание и защиту произведений, существующих как в материальной, так и в нематериальной форме, последние играют менее заметную роль в авторском праве. Они обычно со временем забываются авторами или переносятся на материальные носители, поэтому авторское право долгое время совершенствовалось в охране произведений, получивших свое материальное выражение[1]. На протяжении длительного периода времени в отечественной юридической науке вопросам правовой охраны музыкальных творений уделялось недостаточно внимания.

Как объект авторского права музыкальное произведение подвергалось тщательному изучению лишь в 60-е годы XX века[2]. За прошедшие 40 лет появились новые способы создания и использования музыкальных композиций, изменилось законодательство.

В условиях повышения уровня правовой охраны произведений появилась объективная необходимость в теоретическом изучении положений действующего законодательства и постепенно складывающейся судебной практики в области авторского права на музыкальные творения.Согласно ст. 1259 ГК РФ объектом охраны авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.Для дефиниции объекта авторского права ключевым является термин «произведение».

1259 ГК РФ объектом охраны авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.Для дефиниции объекта авторского права ключевым является термин «произведение».

Понимание произведения как результата творческой деятельности зародилось много столетий назад, но ни предшествующее, ни современное законодательство не содержат его легального определения, хотя указывают на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Причина в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики.Еще Г.Ф.

Шершеневич предлагал решение данного вопроса прежде всего с помощью науки посредством глубокого и всестороннего исследования проблемы[3].

Традиция, заложенная цивилистами прошлого столетия, была активно подхвачена современниками. В трудах В.И. Серебровского, В.Я.

Ионаса, М.В. Гордона,И.Я. Хейфеца, О.С. Иоффе, И.В. Савельевой и ряда других ученых предпринимались попытки рассмотреть понятие «произведение» и обособить его в качестве объекта авторского права путем придания особых квалифицированных признаков.В.И.

Серебровский, являющийся основоположником науки советского авторского права, отмечал, что

«задача дать определение понятия произведения падает на долю науки гражданского права»

[4].И.Г. Табашников считал объектом авторского права

«всякое произведение, распространяемое в публике путем письменных знаков или устных слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением труду автора»

[5].Учитывая все приведенные мнения, нельзя не согласиться с суждением Э.П.

Гаврилова о том, что в качестве объекта авторского права следует считать любое

«произведение как результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме»

[6].Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»[7].

Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.Место музыкальных композиций в системе объектов авторского права трудно переоценить. «Музыка на протяжении последних 100 лет находится в центре многих важных, горячо обсуждавшихся конфликтов по авторскому праву. В цифровой революции… музыка продолжает играть эту освященную веками роль.»[8]Вездесущность музыкальных творений, не вызывающее сомнений экономическое значение использования — все это повлияло на включение их национальными и международными законодательствами в список охраняемых произведений.

По выражению Р. Дюма, музыкальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения духовного творчества[9].Действующее законодательство России не содержит понятия «музыкальное произведение». Оно раскрывается лишь в теории авторского права.В отечественной дореволюционной литературе можно встретить следующие высказывания.

Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, объектом права собственности на музыкальное произведение должна признаваться та последовательность или то сочетание звуков, из которых составилось музыкальное произведение[10]. К. Анненков приводит точку зрения о том, что трудно определить оригинальное музыкальное произведение, которое собственно и должно быть только почитаемо за объект собственности вследствие того, что большинство этих композиций на самом деле представляет собой хотя и формальное, т. е. звуковое, но все же заимствование из других.

Объектом этого права должны быть признаваемы такие произведения, в которых выразилась творческая сила их авторов в известной внешней форме[11].Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», а также часть четвертая ГК РФ не дают перечня охраняемых музыкальных творений, ограничиваясь лишь общим указанием на музыкальные произведения с текстом и без текста.Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в соответствии со ст. 2 (1) предоставляет защиту музыкальным произведениям, сопровождаемым или нет словами[12].

При этом не существует международно принятого определения музыкального произведения, хотя в законодательствах некоторых стран присутствует дефиниция музыкального произведения.Так, согласно канадскому закону музыкальным произведением является любое сочетание мелодии и гармонии либо то и другое в отдельности, если указанные элементы могут быть напечатаны, записаны или воспроизведены в любой другой графической форме[13]. Данное определение было подвергнуто критике как «неоправданно узкое», поскольку оно оставляет без охраны такие элементы музыкального языка, как ритм и тембр.

Подобная жесткая конструкция особенно неприемлема для защиты произведений этнических жанров.

Согласно традиционному мнению, составляющими элементами музыкального произведения являются мелодия, гармония и ритм.

Среди названных элементов особое место принадлежит мелодии, как выраженной одноголосно музыкальной мысли. Мелодию можно также обозначить как

«ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру»

[14].Своеобразную структуру музыкального произведения предлагал В.Я.

Ионас. В нее он включил четыре основополагающих элемента: содержание музыкального произведения, образный строй (систему образов), художественную форму, специфические выразительные средства (музыкальную речь)[15].Что касается авторского права на мелодию, то этот вопрос поднимался еще в советской юридической литературе.

Ряд исследователей, справедливо считая мелодию основным элементом музыкального произведения, полагают, что, будучи исполненной, мелодия обретает объективную форму и может быть воспроизведена и присвоена другими лицами. Поэтому они рассматривают мелодию в качестве объекта авторского права, который должен охраняться самостоятельно, безотносительно к охране музыкального произведения в целом[16].В настоящее время А.П. Сергеев полагает, что хотя мелодия и не является самостоятельным объектом авторского права, а выступает в качестве одного из элементов музыкального произведения, она, безусловно, нуждается в правовой охране, так как может воспроизводиться самостоятельно, без заимствования других элементов музыкального произведения[17].Данная точка зрения представляется очень убедительной.

Помимо всего прочего не стоит забывать и о таких реалиях нашего современного мира, как мелодии для сотовых телефонов, или рингтоны.

Особенность мелодии для телефонов состоит в том, что она должна, с одной стороны, выполнять функцию звонка, а с другой — позволять узнавать исходную музыкальную композицию. Для этого произведение с помощью электронных музыкальных инструментов без учета аранжировки и других особенностей оригинала перерабатывается в последовательность звуковых сигналов, напрямую воспроизводя именно мелодию композиции, ее мотив.

В 2003 году доходы, полученные от использования рингтонов, составили 10% от общей доли прибыли всей музыкальной индустрии[18]. Репертуар рингтонов во многом напоминает традиционное соотношение жанров на музыкальном рынке, однако имеет ряд особенностей. Известно, что рингтоны бывают одноголосные, полифонические, короткие, длинные и т.

д. В рингтонах лидером по ассортименту предлагаемых мелодий является популярная музыка, как зарубежная, так и отечественная.

Обратим внимание, что в рингтонах ассортимент меняется: если еще год назад простые мелодии составляли большую часть от всех загруженных рингтонов, то теперь лидерами продаж становятся полифония и реалтоны[19].Реалтоны — это оцифрованные фонограммы с записью музыкальных произведений с текстом или фрагменты таких фонограмм[20]. Каждый реалтон содержит три охраняемых объекта авторского права и смежных прав: · объект авторского права — музыкальное произведение с текстом (песню), которое, в свою очередь, состоит из музыки (включая аранжировку) и текста (иногда включая перевод);· объект смежного права — исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, декламация и т.

д.);· объект смежного права — фонограмму.Права на использование реалтонов необходимо получать у обладателей соответствующих прав:1) на музыкальное произведение с текстом (песню) — у композитора (аранжировщика) и автора текста (переводчика), или у правопреемников (наследников, иных правопреемников, получивших соответствующие права по договору), или у полномочных представителей правообладателей, действующих на основании договора, доверенности;2) на исполнение — у артиста-исполнителя (певца, музыканта, дирижера (например, оркестра), или у его правопреемника (наследника, иного правопреемника, получившего права по договору, например, у производителя фонограммы), или у полномочного представителя правообладателя;3) на фонограмму — у производителя фонограммы (рекорд-компании, продюсера), или у его правопреемника, получившего права по договору, или у полномочного представителя правообладателя.Для использования реалтонов (полностью или фрагментов) следует в первую очередь получать права на оцифровку фонограммы с записью исполнения музыкального произведения (т. е. право на воспроизведение) и право на воспроизведение реалтонов в форме записи в память ЭВМ.Для включения реалтонов в телевизионную рекламу необходимо получить право на использование композиции, исполнения (или их частей) для создания аудиовизуального произведения (рекламного ролика, видеоклипа).

Следует получить также разрешение у производителя фонограммы на воспроизведение и переделку фонограммы для аудиовизуального произведения, а также на распространение экземпляров фонограммы в составе аудиовизуального произведения[21].По мере подключения к сетям сотовой связи новых абонентов интерес к музыкальным звонкам будет только возрастать.

На компакт-дисках стали появляться специальные наклейки с инструкцией по скачиванию любимых мелодий на мобильный телефон.Не менее интересными являются производные музыкальные произведения, предполагающие ту или иную переработку первоначального оригинального варианта.

К ним относятся различные аранжировки, обработки, оркестровки, переложения, ремиксы, клубные версии композиций и др. Такие переделки музыки порождают порой противоположные суждения относительно их достоинства и культурной ценности: одни воспринимают такие композиции как прогрессивное направление в музыке, другие — как застойное явление[22].Пункт 3 ст.

7 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и п.

2 ст. 1259 ГК РФ оставляют перечень возможных переработок музыкального произведения открытым, в то время как, например, в Великобритании Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года в ст. 21 (3) (b) ограничивает подобные действия лишь аранжировкой и транскрипцией музыкального произведения.

При этом в Великобритании аранжировки считались самостоятельными объектами авторского права еще со времен Закона об авторском праве 1911 года, тогда как советская правовая доктрина пришла к подобному мнению лишь в 60-х годах XX века.Еще одним видом преобразования музыки является семплирование, т.

е. заимствование фрагмента, части музыкальной композиции. При этом одно музыкальное произведение включает в себя отрывки из другого, например, проигрыш и припев, но непосредственной обработки не происходит.В любом случае производные музыкальные произведения — это одно из направлений современной музыкальной культуры. В настоящее время существуют музыкальные коллективы, для которых производство ремиксов известных мелодий — основа «музыкального имиджа».

Появляются также и радиостанции, специализирующиеся на передаче в эфир музыкальных произведений в обработанном виде. В качестве примера можно привести радиостанцию «Динамит FM», которая представляет популярные композиции, как правило, не в оригинальной, а в танцевальной версии[23].Различаясь между собой по способам создания и степени творческого вклада автора, аранжировка, обработка и музыкальное произведение с семплом регулируются едиными правилами их использования. Поскольку все они в большей или меньшей степени содержат элементы формы других композиций, следует учитывать законные интересы автора заимствованного творения.Российский законодатель упоминает о музыкальных произведениях, которые могут как сопровождаться текстом, так и быть без такового.

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что в России основной акцент делается именно на музыкальной составляющей произведения, т.

е. речь идет о роли мелодии, гармонии, ритма и т. д., а не о возможном сопровождающем тексте.Итак, по нашему мнению, ст. 1259 «Объекты авторского права» ГК РФ следует дополнить следующими новыми объектами правовой охраны: рингтоны (мелодии, записанные или уже существующие в памяти средств мобильной связи) и музыкальные произведения с семплом.В отношении объектов авторского права, в том числе и музыкальных произведений, необходимо применять единообразный регистрационный порядок, т.

1259 «Объекты авторского права» ГК РФ следует дополнить следующими новыми объектами правовой охраны: рингтоны (мелодии, записанные или уже существующие в памяти средств мобильной связи) и музыкальные произведения с семплом.В отношении объектов авторского права, в том числе и музыкальных произведений, необходимо применять единообразный регистрационный порядок, т.

е. следует ввести принцип укрепления исключительного права, принцип публичности, открытости. Объекты авторского права, в частности музыкальные произведения, должны регистрироваться, чтобы можно было доказать право авторства на них и наличие исключительных имущественных прав. Регистрация может быть осуществлена путем выдачи документа, например, свидетельства, удостоверяющего как личные неимущественные, так и имущественные права.

При подаче заявления на регистрацию должна будет уплачиваться пошлина, установленная постановлением Правительства РФ. На наш взгляд, необходимо принять во внимание, что облигаторная конструкция охраны объектов авторского права (т.

е. регистрационная конструкция) предлагалась, а в некоторых странах использовалась уже с середины XIX века и используется по настоящее время.C принятием части четвертой ГК РФ не изменился и по-прежнему заметным остался перевес «музыкальных» прав, в отличие от прав авторов и издателей литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое домашнее копирование (ст. 1245 ГК РФ) собирается только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то что в настоящее время все большему копированию подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные «немузыкальные» произведения.Согласно п.

3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Остальные авторы такого права не имеют.Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с зачастую незаконным характером этого использования.

Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права является воспроизведение контрафактных экземпляров музыкальных произведений и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет размещение музыкальных композиций в телекоммуникационных сетях, в частности, в Интернете и сети сотовой связи.Таким образом, как музыкальные произведения, так и другие объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов. Библиография1 См.: Юмашев А. Правовые проблемы использования музыкальных произведений с применением цифровых технологий // Интеллектуальная собственность.

Авторское право и смежные права. 2006. № 10. С. 20.2 См.: Ионас В.Я.

Критерий творчества в авторском праве и судебной практике.

— М., 1963; Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. — М., 1960.3 См.: Шершеневич Г.Ф.

Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. С. 115.4 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права.

— М., 1956. С. 230.5 Табашников И.Г.

Литературная, музыкальная и художественная собственность.

— СПб., 1878. С. 53.6 Гаврилов Э.П.

Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах. — М., 1996. С. 83.7 Мартынов Б.С. Права авторства в СССР // Ученые труды Всесоюз.

ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947. С. 135.8 Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. — М., 2005. С. 220.9 См.: Дюма Р.

Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. — М., 1989.

С. 38.10 См.: Шершеневич Г.Ф.

Курс гражданского права. — Тула, 2001. С. 333—334.11 См.: Анненков К. Система русского гражданского права. — СПб., 1900. С. 645.12 См.: Бюллетень международных договоров. 2003. № 9. С. 3.13 См.: Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона. — СПб., 2004.
с англ. В.Л. Вольфсона. — СПб., 2004.

С. 120.14 Советский энциклопедический словарь. — М., 1984. С. 785.15 См.: Ионас В.Я. Указ. соч. С. 36—38.16 См., например: Зильберштейн Н.Л.

Указ. соч. С. 19; Ионас В.Я. Указ. соч. С. 40—41.17 См.: Сергеев А.П.

Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. С. 139—140.18 http://www.cisac.org19 См.: Тихонов А.

Результаты исследования рынка цифровой музыки в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 2. С. 24.20 См.: Тулубьева И.

Права, необходимые контент-провайдеру, на использование и рекламу реалтонов // Приложение к журналу «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права».

2006. № 1. С. 37.21 См.: Тулубьева И. Указ. ст. С. 40.22 См.: Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. № 11. С. 63—64.23 См. там же.

Как поставить?

Чтобы подчеркнуть, что права на музыкальную запись находятся в собственности, существуют определенные средства защиты:

  • год первого издания материала.
  • имя или название организации правообладателя;
  • Технические способы. Под ними понимаются различные технологии, технические устройства, их составляющие, которые контролируют доступ к песне или музыке, ограничивают или снижают воздействие на композицию без разрешения автора ().
  • латинская буква «C» в окружности;
  • . На бумажной распечатке нот или текста песни, а также на упаковке электронного носителя, на произведение творческого труда сочинителя может быть нанесен знак:
    • латинская буква «C» в окружности;
    • имя или название организации правообладателя;
    • год первого издания материала.

Важно!

подчеркивает, автором считается лицо, чье имя указано в продукте. Доказать подлог можно только в судебном порядке. Авторское право принадлежит создателю мелодии или песни изначально. Но, на практике часто происходят случаи плагиата музыкального произведения или его части. Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро.
Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро.

Для защиты самого произведения, существуют специальные технологии, которые ограничивают доступ к музыкальной записи, а также знак охраны авторства. Рекомендуем статьи по теме

Что означает передача исключительного права (отчуждение права)

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме.

После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии.Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  1. Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
  1. Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества ().

    Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

  2. Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод.

    К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать.

Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Вопрос по теме

? Я занимаюсь музыкой, все свои произведения, т.е треки выкладываю в соц.

сеть ВКОНТАКТЕ и ОДНОКЛАССНИКИ, недавно заметила что мои треки начали появляться на музыкальных сайтах, где можно их скачать.

Считается ли это нарушением авторских прав, могу ли я подать в суд на данные сайты, за то что они выложили мои треки без моего согласия.

Читать ответы (1) 9. В соавторстве со знакомым было написано музыкальное произведение.

Позже он единолично зарегистрировал на себя авторское право на данное произведение. Могу ли я оспорить это решение и если да, что может являться доказательством моего соавторства, при том что я со своей стороны авторские права не регистрировал.

P.S. Если рассматривать свидетельские показания — какого рода показания могут послужить достаточным подтверждением в данном вопросе? Спасибо. 9.1. Разработка правовой позиции — платная услуга.

9.2. Уважаемый Алексей Юрьевич! Соавторство можно буде доказать лишь при наличии письменных доказательств, том числе аудио, видео записи. На основании свидетельских показаниях суд вряд ли удовлетворит требования.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов () 9.3. Можете оспорить, правильно пишите, что нужны доказательства их собираете и приобщаете в зависимости как всё происходило.

9.4. указывает:

«Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства»

. Свидетельские показания нужны для установления факта создания произведения.

Это кто что видел, слышал где, от кого, когда.

За дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Поэтому свидетельские показания наряду с письменными доказательствами являются почти равнозначными. 9.5. Статья 55. Доказательства [Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 55] 1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. МОЖЕТЕ ОСПОРИТЬ, ВАМ НУЖНО ДОКАЗАТЬ ФАКТ ЧТО ВЫ БЫЛИ СОАВТОРОМ (ПРИЛОЖИТЕ АУДИО ЗАПИСИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПРИМЕР КОГДА ОНО БЫЛО НАПИСАНО НЕ ДО КОНЦА, ПРИГЛАСИТЕ В СУД СВИДЕТЕЛЕЙ, ТАК ЖЕ МОЖНО ПРИЛОЖИТЬ ЗАПИСЬ АУДИО ИЛИ ВИДЕО ТОГО КАК СОАВТОР ТОТ КОТОРЫЙ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ПРАВА НА СЕБЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ ФАКТ ЧТО ВЫ БЫЛИ СОАВТОРАМИ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ) Прежде чем обращаться в суд нужно плотно поработать над сбором доказательств! Удачи Вам!!! 10. Сколько стоит и как выглядит процедура юридической регистрации авторского права на литературное и музыкальное произведение, какой документ регулирует этот вопрос и возможно ли зарегистрировать сразу несколько литературных произведений одного автора одним документом если в наличии нет печатного текста, а есть рукописные (написанные о руки) черновики автора?

10.1. Регистрация произведений законом не предусмотрена: их правовая охрана возникает с момента создания произведения, соблюдения формальных процедур не требуется. В то же время ряд организаций оказывают услуги по депонированию произведений (например, Росийское авторское общество, РАО Копирус и др.).

Условия депонирования смотрите на сайте этих компаний: они разные.

11. Существует ли защита авторских прав на аранжировку музыкального произведения по законам РФ?

11.1. Добрый день, Елена! В силу ст. 1260 ГК автору аранжировки принадлежит авторское право на эту аранжировку.

Следовательно, эти авторские права подлежат защите в соответствии с законодательством РФ 12. Как определяется авторское право на переложение, аранжировку музыкального произведения?

12.1. 3) Аранжировка, оркестровка, вариации. Под аранжировкой понимается переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения на фортепиано. Разновидностью аранжировки и ее наиболее сложной формой является оркестровка, т.

е. переложение музыкального произведения, написанного для одного музыкального инструмента, для исполнения оркестром. Долгое время в советской юридической литературе и практике аранжировка не признавалась объектом авторского права со ссылкой на отсутствие элементов творчества в работе аранжировщика. В. Я. Ионас, проведя аналогию аранжировки с переводом литературного произведения на другой язык, убедительно доказал, что она является в большинстве случаев творческим произведением, так как не сводится к чисто технической работе, а всегда отмечена индивидуальностью аранжировщика1.

Его позиция получила поддержку в литературе и на практике. Охраняется авторским правом и такое своеобразное музыкальное произведение, как вариации, т.

е. такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема первоначального произведения остается узнаваемой. Считается, что создатель вариации, меняя ритм и такт, изменяя манеру и тональность, осуществляет творческое воздействие на гармонию и мелодический строй произведения, что приводит к созданию хотя и несамостоятельного, но охраняемого авторским правом произведения.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню.

Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется.

Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе).

Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.Более подробно о защите интеллектуальных прав см.

соответствующую .FacebookTwitterВконтактеGoogle+

О понятии музыкального произведения как объекта авторского права Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

УДК 347.785 И.

Е. Смирнов О понятии музыкального произведения как объекта авторского права В статье рассматривается музыкальное произведение как объект авторского права. Дается характеристика признаков музыкального произведения и формулируется его понятие. In the article considers a piece of music as object of copyright.

The characteristic is given to signs of a piece of music and his concept is formulated. Ключевые слова: музыкальное произведение, творческая деятельность, объективная форма, мелодия, авторское право.

Key words: piece of music, creative activity, objective form, melody, copyright. Вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, относятся к числу наиболее актуальных и важных как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Наличие эффективной правовой базы в данной сфере является важным условием динамичного и гармоничного развития как культуры, так и гражданского общества.

В настоящее время музыкальные произведения как один из самых востребованных видов объектов авторских прав широко используются в повседневной жизни. Вместе с тем специфика правоотношений, возникающих между авторами и организациями, которые осуществляют доведение произведений до всеобщего сведения, в науке гражданского права остается малоизученной. Проблемы понятия музыкального произведения как специфического объекта авторского права, особенностей субъектного состава авторов музыкальных произведений, правовой охраны и защиты авторских прав в данной сфере, особенно в условиях динамично развивающегося законодательства и практики его применения, остаются практически неисследованными.

Так, в соответствии с ч. 4 ГК РФ1 музыкальные произведения являются объектами авторских прав, легальное определение, которого отсутствует.

© Смирнов И. Е., 2015 Понятие «музыкальное произведение» в юридической литературе обычно не раскрывается. Для того чтобы сформулировать соответствующее определение, необходимо обратиться к одному из его составляющих — понятию «музыка».

В одном из самых авторитетных музыковедческих изданий современности музыка определяется как

«вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последо-ваний, состоящих в основном из тонов — звуков определенной высоты»

2.

Таким образом, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований.

Общепризнанным в современной науке авторского права является тезис о том, что авторское право охраняет форму произведения и безразлично к его содержанию.

Данный принцип закреплен в п.

5 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которым авторские права не распространяются на такие элементы содержания произведения, как идеи, концепции, принципы, методы, способы. Данная норма распространяет свое действие на все без исключения виды произведений, в том числе на музыкальные. Охраняемую форму произведения принято делить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя форма состоит из образов, являющихся неотъемлемой частью сюжета произведения. Внешнюю форму произведения образует язык, т.

е. конкретные выразительные средства, которые используются автором для передачи образов3.

Принимая во внимание специфику выразительных средств, используемых в музыке, можно утверждать, что в случае с музыкальными произведениями правовой охране подлежит лишь внешняя форма произведения.

Внешнюю форму музыкального произведения образует звуковой ряд, представляющий собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности.

Иными словами, авторское право охраняет собственно «музыкальный текст» — внешнюю составляющую музыкального произведения, которая непосредственно воспринимается при его прослушивании. Что касается внутренней формы музыкального произведения, то она 1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред.

от 13.07.2015) // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496. 2 Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. М., 1976. Т. 3.

С. 730. 3 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2011. С. 116-119. по своей природе не может охраняться правом. Образы в музыке передаются с помощью различных по высоте, частоте, силе и длительности звуков, не имеющих четкой смысловой нагрузки, вследствие чего они являются недостаточно определенными и едва ли способны к правовой охране.

Согласно ст. 1257, п. 3 ст. 1259 ГК РФ произведения, являющиеся объектом авторского права, должны соответствовать двум признакам: 1) должны представлять собой результат творческой деятельности и 2) должны быть выражены в объективной форме. Итак, музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой в первую очередь результат творческой деятельности.

За всю историю развития авторского права в России понятие «творчество» так и не получило четкого определения ни в законодательстве, ни в юридической литературе.

Основываясь на современном уровне знаний в данной области, творчество в авторском праве можно определить как интеллектуальную деятельность человека в области литературы или искусства, направленную на создание оригинального результата.

Что касается критерия оригинальности, то при его определении следует учитывать два момента. Во-первых, необходимо обращаться к общепринятому в русском языке значению слова «оригинальный», т. е. нетипичный, не похожий на других, отличающийся от других.

Во-вторых, необходимо учитывать общепризнанное в науке авторского права положение о том, что для возникновения авторско-правовой охраны достаточно, чтобы созданный объект обладал хотя бы незначительной степенью оригинальности (нетипичности, отличия от других объектов). Присущие авторскому праву невысокие требования к признаку творчества, соблюдение которых предполагает по крайней мере возникновение правового режима производного произведения, вовсе не означают, что в авторском праве на музыкальные произведения действует презумпция оригинальности объекта, претендующего на правовую охрану.

Законодательно установлена лишь презумпция авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения (ст. 1257 ГК РФ). Аналогичной презумпции в отношении признака творчества (оригинальности) не установлено. Это означает, что в случае спора творческий характер деятельности по созданию произведения должен быть доказан лицом, которое заявляет о нарушении своих авторских прав.

Соответственно до того, как применять презумпцию авторства, необходимо установить, является ли объект, в отношении которого лицо заявило о своем авторстве, произведением — 115 результатом творческой деятельности. Только в случае положительного ответа на данный вопрос вступает в силу презумпция ст.

1257 ГК РФ, которая может быть опровергнута. На решение вопроса об оригинальности произведения и его правовую охрану в целом не влияют такие факторы, как профессионализм автора, актуальность, востребованность, эстетический уровень достигнутого результата и прочие качественные характеристики. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведение подлежит правовой охране вне зависимости от его достоинства.

Из этого, в частности, следует, что авторским правом охраняются оригинальные музыкальные произведения любых стилей и направлений. Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне с признаком творчества.

Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В.Я. Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве4. Суть его рассуждений сводилась к следующему.

Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми.

В то же время возможно создание такого произведения, в котором часть его элементов будет заимствована из другого, ранее созданного творения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом.

Следовательно, по мнению ученого, возможны новые произведения без творческой самостоятельности, и в связи с этим в авторском праве целесообразно ввести понятие существенной новизны произведения.

Хотя подобные рассуждения небеспочвенны, серьезной поддержки в научных кругах они не получили.

Как отмечает А.П. Сергеев, в авторском праве, которое охраняет форму произведения, выделение признака новизны как самостоятельного представляется излишним, поскольку «он полностью поглощается признаком творчества»5. В соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Все предусмотренные действующим законодательством ав- 4 Ионас В.Я.

Произведения творчества в гражданском праве.

М., 1972. С. 12. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 5 Сергеев А.П.

Указ. соч. М., 2011. С. 113. 116 торские права возникают у автора в момент создания произведения, т.

е. в момент придания произведению объективной формы.

Как следует из п. 1 ст. 1259 ГК РФ, объективная форма выражения является вторым признаком охраноспособности музыкального произведения. Данный признак означает, что правовой охране подлежит лишь такой результат творческой деятельности композитора, который получил свое воплощение вовне в форме оригинальной комбинации звуков. Напротив, набор звуков, запечатленный в сознании автора и не получивший своего выражения в реальной действительности, не может претендовать на правовую охрану, поскольку он существует лишь субъективно и не выражен в объективной форме.

Объективной формой для музыкального произведения в первую очередь служит нотная запись. В силу своей простоты и доступности нотная запись является классическим и до сих пор самым распространенным способом фиксации музыкальных творений.

Единственным препятствием для выражения сочиненного в нотной форме может оказаться недостаточный уровень музыкального образования автора — так называемое отсутствие нотной грамоты. В отличие от ранее действовавшей нормы п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве норма, содержащаяся в п.

3 ст. 1259 ГК РФ, не содержит указания на разновидности письменной формы выражения произведения, в том числе на нотную запись. Однако, учитывая то очевидное обстоятельство, что нотная запись является разновидностью именно письменной формы выражения музыкального произведения, а также исходя из того, что перечень объективных форм, содержащийся в п.

3 ст. 1259 ГК РФ, носит не исчерпывающий характер, следует прийти к однозначному выводу о том, что с момента вступления в силу п. 3 ст. 1259 ГК РФ нотная запись по-прежнему является одним из возможных видов объективной формы существования музыкального произведения, достаточной для возникновения правовой охраны.

Другой не менее распространенной формой выражения музыкального произведения является звуко- и видеозапись (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Для возникновения правовой охраны не имеет значения, является ли сделанная зву-ко- или видеозапись произведения профессиональной или любительской. Главное, чтобы при последующем воспроизведении запись позволяла идентифицировать зафиксированный набор звуков или нотных знаков.

И нотная запись, и звуко-, видеозапись относятся к разряду тех объективных форм выражения музыкального произведения, которые обладают способностью к механическому воспроизведению.

В то же время при определенных условиях объективной формой выражения музыкального произведе- 117 ния может выступить устная форма. Примерный перечень устных форм выражения произведений содержится в п. 3 ст. 1259 ГК РФ и включает публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную (т.

е. публичную) форму. Из данного перечня следует, что для возникновения правовой охраны необходимо, чтобы устная форма произведения носила публичный характер.

Соответственно для возникновения правовой охраны музыкального произведения простого исполнения недостаточно.

По смыслу закона лишь с того момента, как ни на чем не зафиксированная музыка исполнена публично, прозвучавшее произведение подлежит правовой охране. Согласно легальному определению публичного исполнения, содержащемуся в пп.

6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, под публичным исполнением следует понимать исполнение произведения, которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или при котором присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи.

Следовательно, исполнение, адресованное неограниченному кругу слушателей либо ограниченному кругу слушателей, среди которых есть лица, не относящиеся к обычному кругу семьи, является безусловным основанием возникновения правовой охраны музыкального произведения. В то же время музыка, исполненная автором в одиночестве или в домашнем кругу, по действующему законодательству не считается выраженной в объективной форме и, как следствие, не подлежит правовой охране.

Помимо рассмотренных разновидностей объективной формы выражения произведений в ГК РФ упоминаются еще две: изображение и объемно-пространственная форма. В отношении музыкальных произведений эти формы выражения являются вторичными, так как та же нотная запись может быть нанесена каким-либо специальным способом или изображена, например, на картине или фотографии.

Принципиальных отличий в правовой охране музыкальных произведений, выраженных таким образом, не будет.

Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ объектом авторского права является не только музыкальное произведение в целом, но и его часть. Применительно к элементам формы музыкального произведения данная норма означает, что авторским правом охраняется не только внешняя форма музыкального произведения в целом, но и отдельные ее составляющие.

В связи с этим следует рассмотреть вопрос о правовом режиме такого важнейшего элемента формы музыкального произведения, как мелодия, тем более что в отечественной юридической литературе в недавнем прошлом велся многолетний спор по поводу того, признавать или нет мелодию охраняемой частью музыкального произведения.

Традиционно в музыковедении мелодию определяют как

«осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы; является важнейшей основой музыкального произведения, способной воплотить самые различные образы и состояния»

6. Длительное время в советской науке авторского права господствовала точка зрения, согласно которой мелодия не признавалась объектом правовой охраны (Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, О.С.

Иоффе, М.И. Никитина, М.В. Дозорцева и др.).

Утверждалось, что мелодия неразрывно связана с гармонией и ритмом, и поэтому она не может охраняться отдельно от двух других элементов музыкального произведения.

В качестве аргумента сторонники данного подхода обычно использовали ссылку на авторитет в исследуемой области. Они приводили строки из письма П.И.

Чайковского, который в свое время отмечал: «Мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга, то есть всякая мелодическая мысль носит в себе подразумеваемую к ней гармонию и непременно снабжена ритмическим 7 делением» .

Однако не все специалисты придерживались данной точки зрения. В работах Н.Л. Зильберштейна и В.Я. Ионаса утверждалось и обосновывалось прямо противоположное.

Главный аргумент сторонников признания мелодии объектом авторского права сводился к указанию на то обстоятельство, что мелодия как объективное явление может быть использована самостоятельно отдельно от других элементов музыкального произведения. И В.Я. Ионас, и Н.Л. Зильберштейн утверждали, что традиционно в отечественной юридической литературе строки из письма П.И.

Чайковского к Н.Ф. фон Мекк толкуются неверно. П.И. Чайковский, отмечая, что мелодия всегда неразрывно связана с гармонией и ритмом, имел в виду личное, субъективное отношение автора к создаваемому сочинению. Но в авторском праве, которое призвано регулировать общественные отношения по созданию и использованию произведений, мелодия в первую очередь должна рассматриваться как объективно существующее явление.

Так,

«разве невозможно выделить мелодию как таковую, записать ее без гармонии и использовать в другом сочинении»

. В 1993 г. законодатель разрешил этот многолетний спор, установив в п.

3 ст. 6 Закона об авторском праве норму, согласно которой не только про- 6 Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. Л., 1964. С. 198. 7 Чайковский П.И. Указ.

соч. С. 372. изведение в целом, но и его часть охраняются авторским правом, если она является результатом творческой деятельности, выражена в объективной форме и может использоваться самостоятельно8. В настоящее время есть все основания утверждать, что в Российской Федерации мелодия является объектом авторского права, в связи с чем целесообразно расширить примерный перечень охраняемых элементов произведения, содержащийся в п. 7 ст. 1259 ГК РФ, и включить в него также мелодию.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать определение музыкального произведения под которым следует понимать результат творческой деятельности лица (лиц), зафиксированный в нотной записи, на аудио-видеоносителях и предназначенный для их распространения.

Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 25.12.2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5496. 2.

Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.

— Л., 1964. — С. 198. 3. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М., 1972. — С. 12. 4. Музыкальная энциклопедия / под ред.

Ю. В. Келдыша. — М., 1976. — Т. 3. — iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . С. 730. 5.

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

+ +