Как написать мку осуществляет оперативное управление по зданиям


Как написать мку осуществляет оперативное управление по зданиям

Оглавление:

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?


Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на .Согласно ст.

296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза.

Это своеобразный пережиток прошлого. Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное.

Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству.

Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Право оперативного управления учреждений

На основании понятия права оперативного управления можно выделить следующие общие черты в осуществлении учреждением правомочий по владению и пользованию в отношении закрепленного за ним собственником имущества.

  1. 3. Владение и пользование имуществом осуществляется с учетом назначения имущества.
  2. 2. Объем владения и пользования имуществом определяется целями деятельности учреждения. Цели деятельности любого учреждения всегда определяются в его уставе, поскольку они, как и другие некоммерческие организации, обладают специальной правосубъектностью.
  3. 1. Учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом. Пределы осуществления правомочий по владению и пользованию имуществом устанавливаются, как правило, специальными законами, определяющими правовой статус отдельных видов учреждений. Подобные пределы, в частности, установлены в ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом с согласия собственника, если иное не установлено законом.

Исходя из приведенного положения закона, по общему правилу, учреждение может распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника. Иной порядок распоряжения имуществом может быть установлен только законом.

В настоящее время возможность распоряжения имуществом зависит от вида учреждения. Пожалуй, самым узким по содержанию (по признаку возможности распоряжения имуществом) является право оперативного управления частного учреждения.

Так, согласно п. 1 ст. 298 ГК РФ частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Это означает, что частное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества даже с согласия собственника.

Далее идет казенное учреждение.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Порядок осуществления автономным и бюджетным учреждением правомочия по распоряжению зависит от вида имущества и способа его приобретения.

Так, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом (это может быть как движимое, так и недвижимое имущество), находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом в ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливается еще одно ограничение для автономных учреждений по распоряжению перечисленным в п.

2 ст. 298 ГК РФ имуществом — им запрещено без согласия своего учредителя вносить данное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда). Что касается бюджетного учреждения, то оно без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Здесь имеется в виду любое недвижимое имущество — как закрепленное за ним собственником или приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, так и приобретенное от разрешенной хозяйственной деятельности. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Так, например, ст. 13 Федерального «О некоммерческих организациях» установлено, что крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Ст. 14 этого же закона установлено, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Ст. 14 этого же закона установлено, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. К упоминаемому особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п.

11 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 №538.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Отдельные категории имущества, правом самостоятельного распоряжения которыми обладают государственные (муниципальные) учреждения в зависимости от типа, представлены в прил. 1. Кроме того, в зависимости от способа распоряжения имуществом государственные (муниципальные) организации могут потребоваться дополнительные согласования.

Например, в силу п. 2, 3 ст. 615 ГК РФ, для передачи в субаренду или в ссуду части арендуемых помещений арендатору необходимо получить согласие арендодателя. Подарить (пожертвовать) вещь, принадлежащую на праве оперативного управления, такая организация вправе только с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное и речь не идет об обычном подарке небольшой стоимости (п.

1 ст. 576, ст. 582 ГК РФ). Следует отметить, что всем видам учреждений учредительными документами может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (предпринимательскую деятельность). При этом, что интересно, для всех учреждений, кроме частного и казенного, законодатель отдельно оговаривает, что заниматься приносящей доходы деятельностью они могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. Однако такой законодательный прием не означает, что частное и казенное учреждение могут заниматься предпринимательской деятельностью не для обеспечения своих уставных целей и задач, поскольку как и все другие некоммерческие организации все виды учреждений обладают специальной правосубъектностью.

По закону основным источником финансирования деятельности учреждений являются поступления от собственника-учредителя. Так, в ст. 123.23 ГК РФ предусмотрено, что частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г.

№174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). В то же время многие учреждения сегодня ведут наряду с основной также и предпринимательскую деятельность. Действующее гражданское законодательство подробно не регламентирует предпринимательскую деятельность учреждений, оно лишь разрешает ее при условии, что такое право предоставлено ему в учредительных документах.

В связи с этим возникает вопрос: какую деятельность учреждений можно отнести к предпринимательской? Исходя из закрепленного в ст.

2 ГК РФ понятия предпринимательской деятельности ею считаются систематические, осуществляемые на свой риск:

  1. – ведение приносящей доход иной деятельности, непосредственно не связанной с собственным производством, предусмотренным уставом.
  2. – приобретение долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, получение прибыли, приходящейся на них;
  3. – сдача в аренду имущества учреждения; торговля товарами, оборудованием; оказание платных услуг;
  4. – приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Однако данный перечень нельзя считать исчерпывающим. В реальности учреждение может заниматься и любой другой предпринимательской деятельностью, которая не запрещена законом, соответствует правовой природе учреждения и предусмотрена его уставом. Кроме того, у некоторых категорий учреждений отдельные виды деятельности не расцениваются как предпринимательство (например, платные услуги образовательных учреждений).

Анализ норм, отраженных в абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2, ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г.
№7-ФЗ «О некоммерческих организациях», позволяет сделать вывод, что приносящая доход деятельность некоммерческих организаций обладает специфическими обязательными признаками, не характерными для предпринимательской деятельности коммерческих организаций:

  1. – она должна служить достижению социально-значимых целей, являющихся причиной создания данной организации, соответствовать указанным в уставе целям;
  2. – такая деятельность не является основной, но должна быть отражена в уставе некоммерческой организации;
  3. – не направлена на систематическое извлечение прибыли, а если таковая и будет получена, то она не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Доходы от предпринимательской деятельности учреждение получает благодаря собственной инициативе. Помощь собственника сводится лишь к одобрению соответствующих положений устава учреждения.

При этом доходы от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, исключения составляют казенные учреждения, так как доходы, полученные от указанной деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Несмотря на неоднократное употребление в ГК РФ понятия самостоятельного распоряжения, его содержание в законодательстве не раскрывается, что привело в теории и правоприменительной практике к возникновению множества точек зрения относительно природы права учреждений на самостоятельное распоряжение:

  1. 2. Е.Н. Абрамова и др. авторы считают, что данное право учреждения является особым вещным правом. Их позицию разделяют С.А. Зинченко, С.Э. Корх, С.О. Корытов, Л.В. Щенникова. Так, С.А. Зинченко и С.Э. Корх полагают, что «сложившаяся практика применения анализируемых норм показывает, что содержание права самостоятельного распоряжения по объему уже права собственности и шире прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Очевидно, оно является одной из разновидностей вторичных (производных) вещных прав, содержащих свой набор правомочий, составляющих его содержание».
  2. 4. В.П. Камышанский относит рассматриваемое право к праву собственности, ограниченным, во-первых, кругом объектов, которые учреждение вправе приобретать, во-вторых, целями, предусмотренными учредительными документами, в третьих, назначением имущества.
  3. 1. Право самостоятельного распоряжения имуществом учреждения является правом хозяйственного ведения.
  4. 3. По мнению М.В. Чередниковой право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной собственниками деятельности, и приобретенным за счет этих средств имуществом является правом оперативного управления.

На практике некорректная формулировка п.

1-3 ст. 298 ГК РФ приводит к тому, что учреждения наделяются правом собственности на имущество, приобретенное за счет полученных от разрешенной собственниками деятельности доходов. К тому же возможность иметь имущество на праве собственности нашло законодательное закрепление.
Полагается, что в рассматриваемой ситуации имеют место два режима имущества учреждения:

  1. 1. Право оперативного управления в «чистом виде», которым обладает учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним собственником и приобретенного за счет выделенных собственником имущества средств, а также на плоды, продукцию, доходы, полученные от использования находящегося в оперативном управлении учреждения имущества (см. п. 2 ст. 299 ГК РФ).
  2. 2. Режим, установленный для приобретенного учреждением имущества на доходы, полученные от разрешенной учредительными документами иной приносящей доход деятельности. Данное имущество поступает в самостоятельное распоряжения учреждения, т. е. к содержанию права оперативного управления добавляется дополнительное правомочие. Но это не дает оснований считать, что в таком случае режим данного имущества преобразуется в право собственности или хозяйственного ведения учреждения. В отношении рассматриваемого права учреждения конструкция права хозяйственного ведения может быть применимой лишь к движимому имуществу, т. к. на основании п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие, по общему правилу, может самостоятельно, без согласия собственника распоряжаться движимым имуществом. Но в случае с недвижимым имуществом субъект права хозяйственного ведения может им распоряжаться без каких-либо исключений из данного правила только с согласия собственника имущества. Разумеется, учреждение за счет полученных от разрешенной иной деятельности доходов может приобретать как движимое, так и недвижимое имущество. В случае распространения на право самостоятельного распоряжения учреждения режима права хозяйственного ведения должен сохраняться ограниченный характер распоряжения недвижимым имуществом (т. е. с согласия собственника).

В свою очередь нет никаких оснований полагать, что право учреждений на самостоятельное распоряжение полученными от разрешенной иной деятельности доходами является отличным от права оперативного управления самостоятельным вещным правом. Признание рассматриваемого права учреждения самостоятельным, новым вещным правом не только нецелесообразно, но и решительным образом не отвечает требованиям рыночных отношений, при которых их участники всегда являются самостоятельно распоряжающимися своим имуществом собственниками.

Полагается, что в ст. 298 ГК РФ подразумевается право оперативного управления, но с комплементарным правомочием самостоятельного распоряжения доходами и приобретенным за счет собственных доходов имуществом, входящим в содержание права оперативного управления. Аналогичные критикуемые положения ранее имелись в ряде законодательных актов: в п. 5 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г.

№3266-I «Об образовании», в п. 2 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

.

Как представляется, у созданного в форме учреждения юридического лица никоим образом не может возникнуть право собственности на имущество.

Учреждение не может обладать правом собственности на приобретенное имущество даже за счет собственных доходов. Данное имущество поступает в его оперативное управление, но ни при каких обстоятельствах не в собственность.

В пользу данной позиции можно привести следующие доводы. 1. Владение имуществом на праве собственности противоречит правовой сущности конструкции учреждения. В соответствии с положениями п.

1 ст. 123.21 ГК РФ учреждение является созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера унитарной некоммерческой организацией. Права учреждения на имущество, как закрепленное за ним собственником, так и приобретенное учреждением, определяются на основании ст.

296 ГК РФ (т. е. право оперативного управления).

По этому поводу следует согласиться с мнением С.А Зинченко и С.Э. Корха: «Нет логики в признании собственниками образовательных учреждений в силу того, что они создаются самим собственником (ст. 120 ГК), а имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления как производном (вторичном) вещном праве (ст.

296 ГК)». По своей сути учреждения представляют собой единственную разновидность некоммерческих организаций, которые не являются собственником своего имущества. Их финансирование осуществляется учредителями-собственниками, в силу чего учреждения получают ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и в определенной степени сжатые возможности самостоятельного распоряжения имуществом, что проявляется в их специальной правосубъектности. Кроме всего прочего, ст. 213 ГК РФ непосредственно указывает на невозможность владения учреждением имуществом на праве собственности.

2. Все имущественные отношения, опосредующие принадлежность какого-либо имущества на праве собственности определенным лицам, а также отношения, возникающие в связи с нахождением имущества у лиц, не являющихся его собственниками (право оперативного, хозяйственного управления), касаются сферы регулирования гражданского законодательства. Определяя структуру гражданского законодательства, п. 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что данная законодательная отрасль состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

В силу прямого указания данного пункта содержащиеся в таких федеральных законах нормы гражданского права должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, ГК РФ занимает центральное, системообразующее место в гражданском законодательстве, а в силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г.

№52-ФЗ остальные федеральные законы и иные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ. Сам же Кодекс не предусматривает владение учреждением имуществом на праве собственности.

3. Предусмотренная п. 8 ст. 123.22 ГК РФ возможность определения законами особенностей правового положения отдельных видов учреждений не означает, что может устанавливаться отличный от установленного ГК РФ режим имущества учреждения. Здесь подразумевается в первую очередь основные задачи, особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.

Таким образом, определяющие особенности правового положения отдельных видов учреждений иные законы не должны изменять установленный ГК РФ режим имущества учреждения. Сказанное подтверждается и судебной практикой. Так, п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г.

№21 предписывает судам при решении вопроса об объеме полномочий учреждения в отношении доходов, полученных от предусмотренной учредительными документами приносящей доходы деятельности, а также приобретенного за их счет имущества исходить из того, что Кодекс, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, тем не менее, в силу ст. 120, 296, 298 ГК РФ исключает возможность возникновения у учреждения права собственности на данное имущество. Данный вывод базируется на толковании нормы ГК РФ, не предусматривающей каких-либо изъятий из применения установленного ею требования.

К тому же принимается во внимание назначение учреждений, целью деятельности которых является осуществление некоммерческих социально-значимых функций.

Приносящая доходы деятельность может осуществляться ими в сжатых рамках и не должна уподобляться основной. Для этого предусмотрен контроль собственника. На основе проведенного исследования для устранения имеющихся пробелов правового регулирования предлагается внести изменения в соответствующие абзацы п.

1-4 ст. 298 ГК РФ, изложив их в следующей редакции:

«Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения в рамках права оперативного управления и учитываются на отдельном балансе»

.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности.

Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования.

Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет. Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Похожие статьи: Поделиться: © Copyright 2020, .

Все права защищены.

Функции оперативного управления

Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. могут быть описаны следующим образом:

  1. управление движением материальных средств, а также отражение данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  2. определение цен и тарифов на товары и услуги, произведенные при помощи материальных ценностей, переданных в управление (должны быть соблюдены интересы всех сторон договора);
  3. оформление юридических документов, которые регулируют правила и условия управления полученным имуществом;
  4. налаживание отношений с поставщиками и клиентами, а также организация работы персонала.
  5. осуществление налоговых отчислений;
  6. непрерывный контроль за состоянием и исправностью переданных в ведение фондов (это важно с той точки зрения, чтобы определить сферу ответственности собственника и доверенного лица);
  7. формирование производственного бюджета, а также пристальный контроль за его выполнением;

Основные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание

  1. при передаче движимого имущества прикладывается перечень передаваемого имущества с указанием характеристик имущества, инвентарного номера, года выпуска, балансовой, остаточной стоимости и начисленной амортизации.
  2. кадастровый паспорт недвижимого имущества, передаваемого в аренду, предоставляется только в случае передачи в аренду всего здания (строения, сооружения);
  3. к согласию Учредителя прикладываются документы, перечисленные в Положении об аренде (не нужно направлять в ДУМИ «лишние» документы);
  4. за получением согласия на передачу муниципального имущества в аренду, учреждения должны обращаться к Учредителю и предоставлять определенный Положением об аренде пакет документов.

    Обращения учреждений, а также организаций-арендаторов с просьбой разрешить заключение договора аренды имущества, направленные непосредственно в ДУМИ, переадресовываются Учредителю;

  5. в согласии Учредителя, направляемом в ДУМИ, обязательно указывается срок предполагаемой аренды, адрес, номер помещения и площадь помещения, порядок использования имущества;
  6. при передаче в аренду помещения, расположенного в здании (строении, сооружении), предоставляется выписка из технического паспорта здания (строения, сооружения) на это помещение, подготовленная органом технической инвентаризации. Копии страниц технического паспорта здания, поэтажных планов помещений с выделенными на них объектами аренды к рассмотрению не принимаются;

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 300.

Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 300 ГК РФ 1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Приложение 1. Расшифровка по движению основных средств

Приложение 1к Положению о закреплении имуществана праве хозяйственного ведения,на праве оперативного управления (в ред.

постановления Администрации города Тюмени )РАСШИФРОВКА по движению основных средств __________________________________________________(наименование муниципального учреждения,муниципального предприятия)по состоянию на «___» ____________ 20__ г.в рублях N пп Стоимость основных средств по балансу на начало отчетного года Движение основных средств за год Стоимость основных средств по балансу на конец отчетного года Основания для приема-передачи Восстановительная стоимость Начисленная амортизация (износ)Остаточная стоимость Наименование объекта приобретено выбыло Восстановительная стоимость Начисленная амортизация (износ)Остаточная стоимость Наименование документа <**>Реквизиты документа (номер, дата) <**>Восстановительная стоимость Начисленная амортизация (износ)Остаточная стоимость Восстановительная стоимость Начисленная амортизация (износ)Остаточная стоимость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Недвижимое имущество всего:В том числе:Здания Сооружения Движимое имущество всего:В том числе:Сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Прочие Итого:Особо ценное движимое имущество всего <*>:В том числе <*>:Приобретенное за счет бюджетных средств <*>Приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности <*>Закрепленное приказами департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени <*>________________* — заполняется муниципальными автономными и муниципальными бюджетными учреждениями ** — заполняется при подготовке расшифровок по движению основных средств по типам имущества.В отношении имущества, подлежащего учету в реестре муниципального имущества города Тюмени в соответствии с , утвержденным , Положением об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.12.2007 N 754.Руководитель муниципального учреждения, муниципального предприятия _______________________Главный бухгалтер ____________________»_____» _______________ 20___ г.

Главный распорядитель бюджетных средств передает казенному учреждению недвижимое имущество из казны. На недвижимое имущество начислялась амортизация (до того, как оно стало учитываться в имуществе казны).

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приему-передаче недвижимого имущества, право оперативного управления на которое подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ? Какими документами необходимо оформить факт приема-передачи (акт приема-передачи недвижимого имущества на основании приказа департамента имущественных отношений подписан 8 августа 2016 года, а дата регистрации права оперативного управления — 16 августа 2016 года)?

13 сентября 2016 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления.

До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи.

Увеличение на забалансовом счете 01 следует отразить датой, указанной в акте приема-передачи — 8 августа.

Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной его постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п.

2 ст. 8.1. п. 1 ст. 131 ГК РФ). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, далее — Закон N 122-ФЗ).

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (п.

1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ). В соответствии с п.п.

34. 36. 92 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов (актов по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено. Отметим, что учреждение госсектора на основании решения уполномоченного органа может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

С учетом того, что само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т.п.), на момент приемки объекта недвижимости желательно урегулировать условия, на которых учреждение принимает имущество до момента оформления правоустанавливающих документов.

В соответствии с п.п. 3. 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.

Соответственно, объекты недвижимости, переданные учреждению до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190. от 14.10.2015 N 02-07-10/58921 ).

Таким образом, переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету (на счет 101 10

«Основные средства — недвижимое имущество учреждения»

) после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (датой государственной регистрации — 16 августа). До момента получения правоустанавливающих документов переданный объект недвижимости должен учитываться за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

В свою очередь, выбытие объекта с забалансового учета при принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету. В рассматриваемой ситуации казенное учреждение будет являться балансодержателем с момента государственной регистрации права оперативного управления (с 16 августа).

До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи.

Увеличение на забалансовом счете 01 должно быть отражено датой, указанной в акте приема-передачи, — 8 августа. Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа — датой, когда балансодержатель (с данного момента казенное учреждение) имеет право принять объект недвижимости к балансовому учету на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

В бюджетном учете при этом в соответствии с положениями Инструкции. утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, оформляются следующие бухгалтерские записи: 1. Увеличение по забалансовому счету 01 — отражено принятие недвижимого имущества к забалансовому учету на время оформления правоустанавливающих документов, на основании акта о приеме-передаче; 2.

Уменьшение по забалансовому счету 01 — отражено выбытие объекта недвижимости с забалансового учета после окончания процедуры государственной регистрации права оперативного управления для дальнейшего его принятия к балансовому учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении; 3. Дебет КРБ 1 101 1Х* 310 Кредит КРБ 1 304 04 310 — объект недвижимости принят к учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с обязательным приложением выписки из Единого государственного реестра прав, датой регистрации права оперативного управления; 4.

Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 1Х 410 — одновременно отражена сумма ранее начисленной амортизации. Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами: — Энциклопедия решений. Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него; — Энциклопедия решений.

Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»; — Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ 26 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру. *(1) Если в разряде 23 номера счета бюджетного учета здесь и далее указано «Х», то при формировании записей должен применяться код вида синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.

Передача имущества под оперативное управление

Для того чтобы факт передачи имущества под оперативное управление был зафиксирован, необходимо произвести следующие манипуляции:

  • Составление акта приема-передачи, согласно с требованиями закона.
  • Заверение акта. Это делают обе стороны, после этого бланки регистрируют.
  • Только после этого помещения/здание переходят на баланс оперативного управляющего.

4.

Управление Учреждением

4.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.4.2. К компетенции Учредителя Учреждения относятся:- осуществление контроля над деятельностью Учреждения;- определение цели и основных видов и направлений деятельности Учреждения;- утверждение Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему;- заключение и прекращение трудового договора с руководителем Учреждения;- реорганизация и ликвидация Учреждения, изменение типа Учреждения, назначение ликвидационной комиссии;- утверждение передаточного акта и разделительного баланса;- предварительное согласование крупных сделок Учреждения;- установление соответствия расходования денежных средств и использования имущества Учреждения целям, предусмотренным настоящим Уставом;- формирование и утверждение в случае необходимости муниципального задания для Учреждения по решению Учредителя;- установление порядка определения платы за работы, услуги, оказываемые Учреждением сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;- согласование сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;- осуществление иных функций и полномочий Учредителя, установленных действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.4.3.

Непосредственное управление Учреждением осуществляет директор. Директор назначается и освобождается от занимаемой должности Учредителем.Директор Учреждения назначается на должность сроком на два года.

Учредитель в установленном порядке заключает и расторгает трудовой договор с директором Учреждения, вносит в него дополнения и изменения. Трудовой договор может быть расторгнут досрочно по инициативе Учредителя в случае реорганизации или ликвидации Учреждения, а также в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.4.4. Директор обязан руководить Учреждением добросовестно и разумно, не наносить своими действиями ущерб Учреждению и препятствовать нанесению какого-либо ущерба Учреждению со стороны других его работников.Директор Учреждения подотчетен в своей деятельности Учредителю.4.5.

+ +