Категории земель земельный кодекс рф таблица


Категории земель земельный кодекс рф таблица

Возможна ли смена категории земельного участка


В соответствии с законодательством РФ, возможен перевод территории из одной категории в другую и смена ее назначения. Порядок процедуры регламентирует закон № 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

.

К распространенным причинам изменения категории земельного участка относят: расширение населенного пункта за счет прилегающих к нему земель сельскохозяйственного назначения; перевод промышленных объектов в другие категории по проекту рекультивации; территории, которые ранее относились к заповедникам, утратили свои исключительные характеристики; леса и земли водного фонда могут перевести в категорию охраняемых зон или использовать под объекты государственного значения.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию. В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию.

Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование. В пределах могут быть следующие виды разрешенного использования:

  1. Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  2. сенокосы;
  3. пашни;
  4. земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  5. участки, занятые под хозяйственные строения;
  6. пастбища;
  7. сады;
  8. залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай.

Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Земельные вопросы

Земельный фонд нашей страны составляет 1709,82 млн.

га земли[11]. Согласно российскому законодательству земли делятся на категории по целевому назначению, и каждый конкретный участок может быть отнесен только к одной категории земель[4]. Нецелевое использование земель запрещено (ст.

7 п. 2 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), ст.

7[9] определяет семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земельное законодательство РФ довольно сложное, спорное, имеет не до конца решенные вопросы, связанные с переходом от старых норм, характерных для СССР [8], к зонированию территорий, применяемому в рыночной экономике.

При этом, порядок проведения зонирования устанавливается разными федеральными законами [3]. Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г.

Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5]. Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г.

определяются в соответствии с этим классификатором. Распределение земель по категориям Информация о распределении земель на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии) .

Наибольшую часть земельного фонда страны на 1 января 2014 года составляют земли лесного фонда — 1122,3 млн. га (65,6 %) и сельскохозяйственного назначения — 386,5 млн. га (22,6 %). Общая площадь земель населенных пунктов равняется 20,0 млн.

га или 1,2 % всех земель РФ. Категории земель — таблица с определениями и основными характеристиками Категории земель по целевому назначению Определение и состав земель Земли сельскохозяйственного назначения (Глава XIV ЗК РФ) Земли, которые находятся за границами населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Состав: 1) сельскохозяйственные угодья; 2) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия; 3) земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли населенных пунктов (Глава ХV ЗК РФ) Земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов.

Земли городских и сельских населенных пунктов отделены границами от земель иных категорий Включают земельные участки, отнесенные к территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Земли промышленности и иного специального назначения (Глава XVI ЗК РФ) Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Состав: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения.

Земли особо охраняемых территорий и объектов (Глава XVII ЗК РФ) Земли: — имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, — изъятые, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, для которых установлен особый правовой режим. Относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли. Земли лесного фонда (Глава XVIII, ст.

101 ЗК РФ) Земли: — покрытые лесной растительностью, — предназначенные для восстановления леса (вырубки, гари, редины, прогалины и другие), — нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли водного фонда (Глава XVIII, ст.

102 ЗК РФ) Земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов [1]. Относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли запаса (Глава XVIII, ст. 103 ЗК РФ) Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Перевод земель из одной категории в другую Возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2]. Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Такой перевод осуществляется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.

Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую Форма собственности на земельные участки и категория земель Правительство Российской Федерации Земли в федеральной собственности Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1) Земли в собственности субъектов РФ; 2) Земли сельхозназначения в муниципальной собственности; 3) Земли сельхозназначения в частной собственности Органы местного самоуправления 1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельхозназначения; 2) Земли частной собственности, за исключением земель сельхозназначения Заинтересованное лицо инициирует процесс смены категории земельного участка, направляя в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую. В заявлении указывается: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) текущая категория земель, к которой земельный участок принадлежит; 3) категория земель, в которую планируется перевести земельный участок; 3) обоснование перевода; 4) права на земельный участок.

Вместе с ходатайством необходимо предоставить: 1) выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка; 2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; 3) заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 4) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорта, выписки из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ); 5) согласие правообладателя земельного участка [2].

Сроки рассмотрения ходатайства варьируются от 1 до 3 месяцев. Перевод считается состоявшимся от даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Такая процедура по закону должна занимать 12 дней. Но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в более длительные сроки.

После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется. Источники литературы и информации:

  • Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 – Режим доступа: .
  • Обзор нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков (проблемные вопросы применения) – Режим доступа: .
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) – Режим доступа: .
  • ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения. – Режим доступа: =.
  • Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2013 г. / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). – Москва. – 2013 г. – Режим доступа: .
  • Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик / Закон СССР от 13.12.1968 № 3401 3401-VII — Режим доступа: .
  • Павлов, П.Н. Правовое регулирование зонирования территорий в Российской Федерации / П. Н. Павлов// Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» – 2004 г. — № 1 (18). – Режим доступа: .
  • О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: .
  • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: .
  • Чубуков, Г. В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г. В. Чубуков, М. Ю. Тихомиров – М. – Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – Режим доступа: .
  • Публичная кадастровая карта. – Режим доступа: .

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

  1. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»
  2. «Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом «Газпром» мер по совершенствованию своей структуры»
  3. «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Комментарий к Статье 7 ЗК РФ

Правовой режим охраны и использования земель в Российской Федерации напрямую зависит от целевого назначения земель. Этим объясняется та особая роль, которую деление земель на категории играет в механизме земельно-правового регулирования.

Положения комментируемой статьи 7 Земельного кодекса России непосредственно вытекают из такого принципа земельного законодательства, как деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства ().

Состав земель в Российской Федерации определен в комментируемой статье через выделение семи категорий земель. Отнесение земель к конкретной категории и, как следствие, определение специфического правового режима их охраны и использования имеют особое значение для правоприменительной практики. Неслучайно поэтому сама структура кодифицированного акта земельного законодательства и система земельного права воспроизводит состав земель в Российской Федерации в зависимости от установленных категорий.
Неслучайно поэтому сама структура кодифицированного акта земельного законодательства и система земельного права воспроизводит состав земель в Российской Федерации в зависимости от установленных категорий.

Особенная часть земельного права, в которой задается правовой режим земель, сформирована в соответствии с установленными в комментируемой статье категориями земель ( — ).

Российское земельное право исходит из того, что земли конкретной категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7 ЗК). В настоящее время в Российской Федерации выделяются следующие категории земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения — земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (); 2) земли населенных пунктов — земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (); 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения — земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (); 4) земли особо охраняемых территорий и объектов — земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (); 5) земли лесного фонда — лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.) (); 6) земли водного фонда — земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (); 7) — земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель (ст. 103). Помимо категории земель, дополнительным критерием детализации правового режима земель выступает разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий.

Общие принципы и порядок проведения такого зонирования территорий устанавливаются федеральными законами.

Так, порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ .

——————————— СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16. Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (). Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки ().

Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (). исходит из принципа, в соответствии с которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, работа над которым проводится Минэкономразвития России и в настоящий момент пока не завершена.

Особый правовой режим использования земель может быть установлен в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в соответствии с нормами, содержащимися в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ

«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

(ст.

8) и Федеральном законе от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ

«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

(глава III «Правовой режим территорий традиционного природопользования»). ——————————— СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208. СЗ РФ. 2001.

Ст. 1972.

Владение и распоряжение земельными участками

С категориями земель разобрались.

Кто же обладает правами на ту или иную территорию? Право на землю определяется одним из возможных способов ее использования — владением, использованием или распоряжением. В нормативных документах выделяют следующие виды прав на земельные участки:

  1. собственности;
  2. постоянного (бессрочного) пользования;
  3. безвозмездного (срочного) пользования;
  4. пожизненного наследуемого владения;
  5. аренда.
  6. сервитут;

Они находятся в федеральном, муниципальном, частном или владении субъекта РФ.

Все виды прав регулируются и ЗК РФ.

Право собственности позволяет владельцу совершать с участком любые, не противоречащие закону действия: продавать, сдавать в аренду, менять, дарить, отдавать в залог. Право постоянного бессрочного пользования позволяет пользоваться землей, но не распоряжаться ей. Распоряжение участком невозможно даже с согласия владельца, о чем свидетельствует «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Распоряжение участком невозможно даже с согласия владельца, о чем свидетельствует

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

. Срок окончания пользования участком не ограничен и не определен.

Рекомендуем прочесть:  Узнать номер инн по снил

Справка. Правом постоянного бессрочного пользования обладают только юридические лица, бюджетные и казенные предприятия. Право предоставлялось исключительным организациям и предприятиям, которые получили его еще во времена существования СССР, когда такого понятия, как частная собственность, не существовало. С 2001 года все владельцы такого права обязаны оформлять свои участки в собственность или аренду.

Правило установлено ЗК РФ. Право пожизненного наследуемого владения подразумевает владение и использование участка, а распоряжение им — лишь в части передачи по наследству.

Как и право постоянного бессрочного пользования в настоящее время не предоставляется, а лишь регламентирует те отношения, возникновение которых датировано до 2001 года. Справка. Правом пожизненного наследуемого владения обладают только физические лица.

Земельные участки, на которые распространяется это право, находятся в собственности государства или муниципалитета.

Право безвозмездного срочного пользования исключает возможность распоряжения землей. Предоставляется юридическим и физическим лицам на бесплатной основе на срок, закрепленный в договоре. Устанавливается для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности частных лиц или на период трудовых отношений (служебные наделы).

При этом государственные и муниципальные участки передаются в пользование только юридическим лицам, а остальные — на усмотрение владельца. В рамках заключаемого договора одна сторона на безвозмездной основе передает в пользование земельный участок, а вторая принимает его и обязуется использовать по назначению, а по окончании договора вернуть в надлежащем состоянии. Сервитут — это возможность использовать чужой земельный участок для собственных нужд.

Он не дает возможности распоряжаться имуществом.

Бывает двух видов: публичный, установленный в интересах общества, и частный — накладываемый в интересах конкретного гражданина или группы лиц. Примером частного сервитута служит дорога, проходящая по частной территории, но являющаяся единственным вариантом проезда.

Пример публичного сервитута — прокладка коммуникаций по частной территории, обеспечивающих инфраструктуру города. Аренда земельных участков — вопрос обширный и многосторонний. Он регулируется 22 статьей ЗК РФ.

Взять в аренду земельный участок возможно только для определенных целей, таких как ведение сельского хозяйства или строительство ИЖС. Договор заключается как с частными собственниками, так и с государством или муниципалитетом.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования.

Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот.

Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Спецназначения

Законодатель в отдельную категорию выделил земли, отведенные под:

  • Строительство крематориев.
  • Обустройства кладбищ.
  • Организацию свалок бытовых отходов, включая иные виды объектов, которые нельзя использовать совместно с объектами других территориальных зон населенных пунктов.

Они должны отвечать требованиям, которые предусмотрены специальными нормативными актами.

Какие еще виды разрешенного использования земель бывают?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  1. условно разрешенные виды использования земель;
  2. вспомогательные виды.
  3. основные виды разрешенного использования;

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе.

Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти.

Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.Классификатором невозможно предусмотреть все.

Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке.

Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения.

Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.FacebookTwitterВконтактеGoogle+ Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Земли запаса

Землями запаса, согласно ст.

103 ЗК, считаются территории, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не переданные в пользование гражданам или предприятиям.

Такие земли изъяты из гражданского оборота, а их целевое использование допустимо только после перевода территорий в иную категорию.

Проще говоря, если иная категория земель не установлена, наделы входят в . Перевод в другую категорию, в соответствии со ст. 13 , зависит от целей использования почвы.

Он возможен только после формирования участка в соответствии с земельным законодательством. формируются за счет пустующих участков в качестве резервной территории. Они могут передаваться во временное пользование граждан, но перевод в иную категорию производится за счет заинтересованной стороны.

Населенных пунктов

делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  1. спецназначения;
  2. производственные;
  3. военные;
  4. жилые;
  5. рекреационные;
  6. сельскохозйственные;
  7. инженерные;
  8. общественно-деловые;
  9. иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания.

Например, разрешение на строительство.

Правовое регулирование разделения земель в РФ на категории

Одним из основополагающих принципов российского земельного законодательства является принцип деления земель на категории по целевому назначению.

Согласно основному законодательному акту в земельной сфере Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), ст.

7 [9]:

«Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса»

Из этого можно сделать вывод, что все земли в Российской Федерации, весь земельный фонд страны, все 1709,82 млн. га земли [11], делятся на семь категорий. То есть каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной, определенной категории земель [4].

Интересным является продолжение ст. 7 ЗК РФ. В п. 2 этой статьи в императивной форме вводится юридический запрет на нецелевое использование земель.

Дальше пункт гласит:

«правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства»

.

Данная часть цитаты обозначает один из самых сложных, спорных и до конца не решенных вопросов в земельном законодательстве страны. Наши законодатели пытаются соединить: 1) старые нормы законодательства о разделении земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР [8] – страны с плановой экономикой; + 2) подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. При этом общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются разрозненными федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов [3].

В 2015 году основным нововведением в земельном законодательстве стало принятие и вступление в силу нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г.

[5]. Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором. Если разрешенное использование земельных участков было установлено до дня утверждения классификатора, то такие ВРИ земельных участков признаются действительными независимо от соответствия их указанному классификатору.

+ +