Коэффициент инфляции при захоронении отходов


Коэффициент инфляции при захоронении отходов

Исследование конкретных ситуаций и примеры


Пример 1: предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области.

Для завода установлены следующие лимиты:

  1. ВСВ — 3 т.
  2. ПДВ — 2 т;

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты.

В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  1. фактический выброс – 2,5 т;
  2. дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  3. индексация на инфляцию – 2,56.
  4. норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  5. коэффициент экологической значимости – 1,9;
  6. норматив по ПДВ – 5 руб./т;

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа. Платёж в пределах ПДВ составит: 2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб. Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной.

Но превышение было допущено и составило 0,5 т.

(3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила: 0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб. В итоге получим: 58,37 + 72,96 = 131,33 руб. То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества.

А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно. Пример 2: это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться.

Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  • Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  • Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  • Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  • Дополнительный коэффициент – 1,0.
  • Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  • Класс опасности – 4.
  • Поправка на инфляцию – 2,56.
  • Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим: 2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Плата за хранение и размещение отходов

Пример 7.5.

1. По исходным данным определить объем размещения отходов по классам опасности для окружающей среды в пределах лимита и сверхлимита. 2. Произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в частности за размещение отходов производства и потребления. Исходные данные. ООО «Родник» осуществляет размещение отходов производства и потребления на муниципальном полигоне ТБО.
Исходные данные. ООО «Родник» осуществляет размещение отходов производства и потребления на муниципальном полигоне ТБО.

Лимиты на размещение отходов оформлены в установленном законодательством порядке и приведены в таблице 7.24. Фактический объем размещенных отходов на полигоне ТБО по результатам производственного контроля составляет: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — 0,698 т; отходы упаковочного картона незагрязненные — 0,271 т; отходы полиэтилена в виде пленки — 0,049 т; электрические лампы накаливания отработанные и брак — 0,002 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами — 4,211 т.

Решение. 1. По исходным данным определяем объем размещения отходов по классам опасности в пределах лимита и сверхлимита. Таблица 7.25 Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Фактический объем размещения отходов, т Всего В том числе в переделах лимита, т Сверхлимитное размещение, т Отходы IV класса опасности 0,698 0,585 0,113 Отходы V класса опасности 4,533 3,3456 1,1874 ПЕРЕЧЕНЬ И КОЛИЧЕСТВО РАЗМЕЩАЕМЫХ ОТХОДОВ ООО «РОДНИК» Сведения об отходе Количество размещаемых отходов (по годам) Наименование Код по ФККО Опасные свойства отхода Кла сс опа сно сти Всего отходов за год за 2006-2010 год Коли чество Единица измере ния Объект конечного размещения Собственный объект размещения Хранение на промп- лощад- ке Код Наиме нование Код Количество На- име- нова- ние Код Ко личе ство Ртутные лампы люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак 3533010013011 чрезвы чайно опасен 1 0,0061 т 168 — — 0,0000 0,0000 — — 0,0000 0,0061 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 9120040001004 малоопа сен 4 0,5850 т 168 Полигон ТБО — 0,5850 3,1500 — — 0,0000 0,0000 Обрезки и обрывки тканей смешанных (Спецодежда) 5810110801995 малоопа сен 5 0,0030 т 168 Используется на предприятии — 0,0000 0,0000 — — 0,0030 0,0000 Отходы упаковочного картона незагрязненные 1871020201005 малоопа сен 5 0,0100 т 168 Полигон ТБО — 0,0100 0,0830 — — 0,0000 0,0000 Отходы полиэтилена в виде пленки 5710290201995 малоопа сен 5 0,0060 т 168 Полигон ТБО — 0,0060 0,0920 — — 0,0000 0,0000 Электрические лампы накаливания отработанные и брак 9231010001995 практически не опасен 5 0,0016 т 168 Полигон ТБО — 0,0016 0,0032 — — 0,0000 0,0000 Отходы от уборки территории и помещений объектов торговли промышленными товарами 9120120001005 практически не опасен 5 3,3280 т 168 Полигон ТБО — 3,3280 29,8000 — — 0,0000 0,0000 Итого отходов I класса 0,0061 т 0,0000 0,0000 м.куб 0,0000 0,0061 Итого отходов IV класса 0,5850 т 0,5850 3,1500 м.куб 0,0000 0,0000 Итого отходов V класса 3,3486 т 3,3456 29,9782 м.куб 0,0030 0,0000 ВСЕГО 3,9397 т 3,9306 33,1282 м.куб 0,0030 0,0061 2.

Произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в частности за размещение отходов производства и потребления: в пределах лимита Таблица 7.26 Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Мт, т/год Нбл1, руб./т Кэ Ки Плата, руб. Отходы IV класса опасности 0,585 248,4 1,9 1,4 386,54 Отходы V класса опасности 3,3456 8,0 1,9 U5 58,48 ИТОГО X X X X 445,02 за сверхлимитное размещение отходов. Таблица 7.27 Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Мф1, т/год Mbii, т/год Нбл1, руб./т Кэ Ки К по- вы- шаю- щий Плата, руб.

Отходы IV класса опасности 0,698 0,585 248,4 1,9 1,4 5 373,32 Отходы V класса опасности 4,533 3,3456 8,0 1,9 1,15 5 103,78 ИТОГО X X X X X X 477,10 Общая плата за размещение отходов составит:

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

  1. (Организация природоохранной работы на предприятиях железнодорожного транспорта)
  2. (Организация природоохранной работы на предприятиях железнодорожного транспорта)
  3. (Региональная экономика)
  4. (Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации)
  5. (Экология)
  6. (Обеспечение экологической безопасности и ресурсосбережения транспортных процессов)
  7. (Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды)
  8. (Основы экологической экспертизы)
  9. (Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза инженерных проектов)

© Studref — Студенческие реферативные статьи и материалы (info{aт}studref.com) © 2017 — 2020

Ставки платы

за размещение отходов по классу их опасности утверждены Постановлением № 913 (табл. 2).

Размеры ставок платы в Постановлении № 913 установлены на трехлетний период — с 2016 по 2020 гг. В соответствии с принятыми в 2015 г.

правительственными решениями о сохранении на период 2016–2018 гг. неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, размеры ставок платы за размещение отходов определены на основании нормативов платы, установленных ранее Постановлением № 344, с учетом инфляционных коэффициентов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219

«О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»

.

К СВЕДЕНИЮ Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в т.ч. при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

Плательщики сбора

Согласно законодательству РФ за размещение отходов взимается плата с организаций и предпринимателей (ИП), если их деятельность влечет образование отходов.Платежи за твердые коммунальные отходы (ТКО) вносят операторы регионов, обращающиеся с ними или их размещающие.Не платят за размещение фирмы и ИП, работающие только на объектах 4 категории.

Критерии причисления к ним можно посмотреть в .С 2016 года только отходообразователи обязаны рассчитывать и вносить плату за размещение своего мусора, полученного в результате их деятельности. Если организация, обязанная перечислять экологический взнос, передаст право собственности или иное право на образовавшиеся отходы иной компании, от платежей ее это не освобождает.Регистрироваться в отделении Роспотребнадзора плательщикам не нужно. Уполномоченная организация сделает это самостоятельно.

Представителя предприятия могут попросить заполнить заявление для постановки на учет.(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Минприроды России даны разъяснения о применении коэффициента 0,3 к нормативам платы за размещение отходов

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 предусмотрено, что понижающий коэффициент 0,3 к нормативам платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Согласно разъяснениям Минприроды России, под

«объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду»

понимается объект, на котором осуществляется хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой применяется одна или несколько взаимосвязанных технологий и который включает стационарный источник, совокупность стационарных источников, расположенных в пределах одной промышленной площадки (в том числе объекты капитального строительства, имущественные комплексы, на которых производится продукция (товары), выполняются работы, оказываются услуги, а под «промышленной площадкой» — территория, включая земельный участок (часть земельного участка) или несколько земельных участков, используемая субъектом или субъектами хозяйственной и иной деятельности, в пределах которой располагаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Вопрос соответствия конструкции и обустройства объектов размещения отходов требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами должен решаться на основе: — выводов заключения государственной экологической экспертизы по соответствующей проектной документации; — акта комиссии по приемке объекта в эксплуатацию; — актов проверок соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, оформляемых органами государственного экологического надзора.

Решение о применении коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, должно приниматься на основании данных, содержащихся в вышеупомянутых документах, при условии, что количество отходов, размещаемых в указанных объектах, не превышает пределов установленных лимитов. Дата публикации на сайте: 07.08.2014

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года N 758(В редакции, введенной в действиес 28 февраля 2020 года. -См. )(рублей)Вид отходов Ставки платы за 1 тонну 2020 год 2020 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные)95 95 95 95 95 95

20.

Определение платы за размещение отходов.

За размещение отходов Ставки платы за негативное воздействие установлены ПП РФ №344 от 2003г.

В дополнение разработано ПП РФ №410 от 2005г.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Под хранением понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения обезвреживания, утилизации.

Под захоронением отходов понимается изоляция их в спецхранилище. В соответствии с ФЗ «об отходах производств и потребления» ип, юр лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами за исключение обращения с радиоактивными отходами обязан разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их рахмещение, т.е.

В соответствии с ФЗ «об отходах производств и потребления» ип, юр лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами за исключение обращения с радиоактивными отходами обязан разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их рахмещение, т.е. лимитов на захоронение и хранение и предоставлять их на утверждение в территориальные органы РосТехНадзора. Органы РосТехНадзора следят. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздествий на окружающую среду, количествами, видами и классами опасности (всего 5 классов опасности, самые наиболее токсичный это 1 класс) и площадью объекта размещения. Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитах определяется путем умножения норматива платы (пп #344) на массу размещаемых отходов плата за сверхлимитное размещение отходов определяется путем умножения увеличенного в 5 раз норматива платы на величину превышения фактической массы размещаемых отходов на установленные лимитами.

Плата за вывоз коммунальных отходов и на иных предприятиях не образующих самостоятельно отходы определяется на основании договоров по специализированных организациях и не считаются плато за негативное воздействие на окружающую среду. Получение соответствующих разрешений устанавливающих лимиты не требуется, т.к.

деятельность по размещен не осуществляется 1 класс опасности 1700руб за тонну,5 класс — 8 руб за тонну. Коэффициенты:

  1. 0,3 при размещении отходов в соответствии с установленными требованиями в пределах промышленной зоны предприятия. Отходы по степени воздействия на ос подразделяются на 5 классов опасности:
  2. умеренно опасные
  3. 15.05.201599.11 Кб
  4. чрезвычайноопасные
  5. 18.03.201622.81 Кб
  6. 15.05.2015323.07 Кб
  7. не опасные. Класс опасности может быть определен расчетным или экспериментальным методом.

    Отнесение отходов к 4 му классу опасности может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода.

    Плата за размещение отходов в пределах становленных лимитов: П = масса размещенных отходов × НП (см.

    ПП №344) Плата за сверхлимитное размещение отходов: П = 5×НП × (факт – лимит) (факт – лимит) — величина превыш. факт.массы, размещаемых отх. над установленными лимитами Плата за вывоз коммунальных отходов: образующ-ся в образовательных учереждениях, на п/п торговли и др. определяется на основании договоров со специализ.

    муницип. образований и не считается платой за негативное воздействие на ОС. Пример расчета. На химическом предприятии Пигмент за год образуется 3.8 тонн отходов (3 класс опасности) , а также 1 тонна бумажных отходов (3 класс опасности).

    Они передаются на полигон Красный горб. Определить годовую плату за размещение отходов.

    Расчет платы для каждого класса опасности. Так как у нас один ссумируем.

    4.8* норматив платы 497* ( учитываем коэфф ПП-344):приложение 1= 1.3, индексация=1,93)=5985 Стр 2 из 3 » Соседние файлы в предмете

    • 15.05.201599.11 Кб
    • 18.03.2016157.71 Кб
    • 16.05.2015208.23 Кб
    • 16.05.201516.79 Mб
    • 16.05.2015204.83 Кб
    • 16.05.201526.12 Кб
    • 18.03.201622.81 Кб
    • 15.05.2015323.07 Кб
    • 16.05.20152.62 Mб
    • 15.05.201590.67 Кб
    • 16.05.201520.89 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  8. 16.05.201526.12 Кб
  9. 16.05.20152.62 Mб
  10. Во всех случаях применяется коэффициент учитывающий экологическое состояние почвы,
  11. 16.05.201520.89 Кб
  12. Коэффициент индексации,
  13. 16.05.2015208.23 Кб
  14. 18.03.2016157.71 Кб
  15. Коэффициент 0 при временном хранении отходов,утилизированных в собственом производстве или переданных для использования другой организации в течении 3х лет с момента размещения;
  16. высокоопасные
  17. мало опасные
  18. доп коэффициент 2,если хранение и захоронение находится на экологических зонах и т.д.,
  19. 16.05.201516.79 Mб
  20. 16.05.2015204.83 Кб
  21. 15.05.201590.67 Кб

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п.

1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст.

16 закона № 7-ФЗ):

  1. хранение и захоронение отходов.
  2. выбросы от стационарных источников;
  3. сбросы в водные объекты;

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  1. лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
  2. нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  3. нормативы допустимых загрязнений;

В соответствии с нормами постановления № 255:

  1. нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  2. сумма платы может снижаться за счет:
  3. предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  1. вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
  2. применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  1. произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  2. произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты.

Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п.
Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ). Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п.

3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п.

7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах

(с изменениями на 29 июня 2020 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2017, N 0001201712120001); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030035) (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года). ____________________________________________________________________В соответствии со Правительство Российской Федерациипостановляет:1.

Утвердить прилагаемые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.2. Установить, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.3.

Признать утратившими силу: (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 25, ст.2528); (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 28, ст.2876); (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст.407);, утвержденных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст.2489);, утвержденных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст.100); (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст.6859); (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.264).4. Установить, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные настоящим постановлением, и дополнительный коэффициент к ним, установленный пунктом 2 настоящего постановления, применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД.Медведев

Расчет платы за размещение отходов на полигоне сторонней организации: можно ли применять коэффициент 0,3?

После вступления в силу с 1 января 2015 г.

положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), определяющих значение термина «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду» и категории данных объектов, у хозяйствующего субъекта, размещающего отходы на объекте размещения отходов (далее — ОРО) сторонней организации, возможность применения коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов, осуществленное после 1 января 2015 г., отсутствует. При этом природопользователи, разместившие отходы до 1 января 2015 г. в пределах лимитов на размещение отходов на специализированных полигонах или промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и эксплуатируемых сторонними организациями, имеют возможность направить корректирующие расчеты платы с целью применения коэффициента 0,3 и предъявить соответствующее требование о возврате денежных средств в течение 3 лет с момента внесения платы за такое размещение отходов.

В приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

«О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»

(в ред.

от 26.12.2013; далее — Постановление № 344) определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.

Согласно примечанию к ним нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Таким образом, для правомерного использования коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. размещение отходов на специализированных полигонах или промышленных площадках, которые должны быть:
  2. наличие (соблюдение) установленных лимитов на размещение отходов;

– оборудованы в соответствии с установленными требованиями; – расположены в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Отметим, что в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «источник негативного воздействия».

В пункте 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) перечислены виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), к которым относятся:

  1. загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  2. иные виды НВОС.
  3. сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  4. загрязнение недр, почв;
  5. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  6. размещение отходов производства и потребления;

Обратите внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст.

16 Федерального закона № 7-ФЗ, с 1 января 2016 г. будет сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата: Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ (в ред.

от 21.07.2014; вступит в силу 01.01.2016) Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […]; сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […]; размещение отходов производства и потребления.

[…] Таким образом, из числа видов НВОС, за которые хозяйствующие субъекты должны будут вносить плату, исключены:

  1. загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
  2. загрязнение недр, почв;
  3. сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади;
  4. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;

В настоящее время ни в одном из действующих нормативных правовых актов не указано, что источником НВОС является само предприятие, осуществляющее виды НВОС, которые перечислены в ст.

16 Федерального закона № 7-ФЗ, в т.ч. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов.

Нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке, представляются заявителем по собственной инициативе для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы (п.

20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2).

20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2). Росприроднадзор (его территориальные органы) выдает разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650; в ред.

от 25.06.2014). Приложением к разрешению на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются в том числе нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам с указанием номеров источников. Таким образом, предприятие, осуществляющее выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не является стационарным источником выбросов.

В соответствии с п. 20 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. от 27.03.2008; далее — Порядок заполнения Расчета), плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в т.ч.

автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ из всех видов деятельности по обращению с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение) только размещение последних признается видом НВОС. Образование отходов также не признается деятельностью, оказывающей НВОС.

СЛОВАРЬ На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред.

от 21.07.2014): •размещение отходов — хранение и захоронение отходов; •хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; •захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; •объект размещения отходов (ОРО) — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). В соответствии с п. 3 Порядка заполнения Раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», входящего в состав Порядка заполнения Расчета, в расчете платы за НВОС следует указывать в том числе характеристики объекта негативного воздействия (ОРО).

Согласно пп. 2–5 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867, объектом негативного воздействия является территориально обособленный источник НВОС (в т.ч.

транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе, ОРО). Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные и подлежат государственному учету по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта.

Решением Верховного Суда РФ от 12.07.2011 № ГКПИ11-594 был признан недействующим п.

4.6 приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993, которым устанавливалось, что коэффициент 0,3 применяется в случаях размещения отходов на территориях, принадлежащих природопользователям. Это дополнительное требование не соответствовало условиям применения понижающего коэффициента, установленным в Постановлении № 344 (а именно размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия). Кроме того, оспариваемое положение не отвечало общеправовому принципу формальной определенности, что могло повлечь неоднозначное его понимание и, следовательно, неоднозначное применение.

В данном Решении Верховный Суд РФ также разъяснил, что коэффициент 0,3 позволяет понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды только тем природопользователям, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах в пределах промышленной зоны ОРО. То есть Верховный Суд РФ посчитал, что в приложении № 1 к Постановлению № 344 под источником негативного воздействия подразумевается именно ОРО.
То есть Верховный Суд РФ посчитал, что в приложении № 1 к Постановлению № 344 под источником негативного воздействия подразумевается именно ОРО. Согласно чч. 1 и 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред.

от 21.07.2014) суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, источниками негативного воздействия являются стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпуски сточных вод в водные объекты, а при размещении отходов — ОРО.

Приведем извлечение из письма Минприроды России от 11.04.2014 № 12-50/1807-ОГ «О рассмотрении обращения»: Извлечение из письма Минприроды России от 11.04.2014 № 12-50/1807-ОГ «О рассмотрении обращения» […] Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 […] предусматривается, что понижающий коэффициент 0,3 к нормативам платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Указанные природоохранные требования должны быть учтены при разработке соответствующих разделов в составе проектов на строительство производственных объектов в целом либо в отдельных проектах на строительство объектов по размещению отходов. Вопрос соответствия конструкции и обустройства объектов размещения отходов требованиям к объектам размещения отходов, предъявляемым законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, должен решаться на основе: 1) выводов заключения государственной экологической экспертизы по соответствующей проектной документации; 2) акта комиссии по приемке объекта в эксплуатацию; 3) актов проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, оформляемых органами государственного экологического надзора.

Решение о применении коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, должно приниматься на основании данных, содержащихся в вышеупомянутых документах, при условии, что количество отходов, размещаемых в указанных объектах, не превышает пределов установленных лимитов. […] под

«объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду»

понимается объект, на котором осуществляется хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой применяется одна или несколько взаимосвязанных технологий и который включает стационарный источник, совокупность стационарных источников, расположенных в пределах одной промышленной площадки (в том числе объекты капитального строительства, имущественные комплексы, на которых производится продукция (товары), выполняются работы, оказываются услуги, а под «промышленной площадкой» — территория, включая земельный участок (часть земельного участка) или несколько земельных участков, используемая субъектом или субъектами хозяйственной и иной деятельности, в пределах которой располагаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Определение понятия «промышленная площадка» в указанном Федеральном законе отсутствует.

Вместе с тем в соответствии с п.

3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

(в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) промышленной площадкой является земельный участок, принадлежащий промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленный в установленном порядке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Новые СанПиН 2.2.1/2.1.1.3219-14

«Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.09.2014 № 52 и находившиеся на момент подписания номера в печать на государственной регистрации в Минюсте России, не содержат определения понятия «промышленная площадка».

Отметим, что с момента вступления в силу указанных СанПиН утратят силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ с 1 января 2015 г.

Федеральный закон № 7-ФЗ был дополнен ст.

4.2, согласно которой объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  1. объекты, оказывающие минимальное НВОС, — IV категория.
  2. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — I категория;
  3. объекты, оказывающие незначительное НВОС, — III категория;
  4. объекты, оказывающие умеренное НВОС, — II категория;

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории, учитываются:

  1. уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  2. классификация промышленных объектов и производств;
  3. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  4. особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На момент подписания номера в печать данные критерии не были утверждены.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 219-ФЗ последний вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу. Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными данным Федеральным законом в Федеральный закон № 7-ФЗ, с 1 января 2015 г. объектом, оказывающим НВОС, признаются не ОРО, стационарные, передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпуски сточных вод в водные объекты, а предприятие в целом.

ВЫВОД С 1 января 2015 г. правомерное использование коэффициента 0,3 возможно только при размещении отходов в пределах установленных лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны предприятия.

Следовательно, с 1 января 2015 г. у хозяйствующего субъекта, размещающего отходы на ОРО сторонней организации, возможность применения коэффициента 0,3 при расчете платы за НВОС в части размещения отходов, осуществленного после 1 января 2015 г., отсутствует.

При этом, как уже было отмечено в начале статьи, природопользователи, разместившие отходы до 1 января 2015 г. в пределах лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и эксплуатируемых сторонними организациями, имеют возможность направить корректирующие расчеты платы за НВОС с целью применения коэффициента 0,3 и предъявить к Росприроднадзору соответствующее требование о возврате денежных средств в течение 3 лет (общего срока исковой давности, установленного п.

1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) с момента внесения платы за такое размещение отходов.

О других законодательных изменениях в области расчета платы за НВОС см.: Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56. Не является нормативно-правовым актом, но применяется в судебной практике.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Утратили силу 01.09.2014. Здесь и далее выделено автором. Подробнее о проблемах разработки данного документа см.: Дудникова А.Г.

Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога.

2015. № 1. С. 15–18.

Ставки платы за НВОС при размещении ТКО 4-го класса опасности

Как было отмечено, в постановлении № 758 платежи при размещении ТКО были выделены в отдельный вид.

Обратите внимание! Изначальная редакция документа предполагала, что ставки по рассматриваемому виду отходов будут ежегодно расти. Так, на 2020 год были запланирована ставки в размере 95 руб. за тонну, а далее на 2020 год — 194,5 руб., на 2020-й — 293,9 руб., на 2021-й — 393,4 руб.

и так далее. В 2025 году ставка должна была составить 791,3 руб. Вместе с тем постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 16.02.2020 № 156 (далее — постановление № 156) подход был изменен: теперь до 2023 года взимаемая сумма предполагается неизменной. Важно! Согласно постановлению № 156 ставка платы за НВОС при размещении малоопасных ТКО (4-й класс) в 2020 году составляет 95 руб.

Подробнее о ТКО читайте в наших статьях , . Итак, ставки платы за НВОС в 2020 году остались те же, что и в предыдущем году. Однако, помимо прочих коэффициентов, они должны быть умножены на коэффициент 1,04.

+ +