Кружок психологии в рамках садика оплата


Педология


Автор: Полурезова Татьяна ВасильевнаДолжность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ № 75 Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания Наименование материала: Положение о кружковой работе в МБДОУ, тематический план работы Тема: Кружок педагога — психолога в МБДОУ » Волшебные ручки» Дата публикации: 07.11.2016 Раздел: дошкольное образование ПОЛОЖЕНИЕ О КРУЖКОВОЙ РАБОТЕМуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения детский сад № 75 комбинированного вида г. Владикавказ 2016 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет деятельность кружковой работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 75 комбинированного вида.

1.2. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного детский сад №75 комбинированного вида в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Санитарно — эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), Уставом МБДОУ. 1.3. Организация работы кружков является дополнительной услугой для детей, посещающих Учреждение. 1.4.Кружковая работа в МБДОУ может осуществляться по направлениям: физкультурно-оздоровительное, познавательно – речевое, художественно- эстетическое, социально – личностное.

1.5. Содержание кружковой работы осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования или по дополнительным образовательным программам. 1.6. Занятия строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

1.7.Направления деятельности кружков, их количество может дополняться (изменяться) в соответствии с запросом детей и родителей (законных представителей). Возможно привлечение учреждений дополнительного образования для расширения образовательного пространства.

1.8.Кружковая работа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность. 1.9.Срок действия данного Положения неограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи 2.1. Цель дополнительного образования- дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности. Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их интересов и потребностей.

Занятия в кружках способствуют решению конкретных воспитательных задач:  Расширять и углублять умения и навыки, предусмотренные учебными программами;  Создать условия для развития личности;  Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;  Способствовать созданию эмоционального благополучия;  Приобщать к общечеловеческим ценностям;  Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;  Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. 3.Организация работы 3.1. Запись в кружки осуществляется с 01 по 15 октября.

3.2. Учебный год в кружковых объединениях начинается с 15 октября и заканчивается к 15 мая. 3.3. Период до 15 октября предоставляется руководителям кружковых объединений для комплектования кружков воспитанниками, уточнения расписания занятий, утверждения программы работы кружковых объединений. 3.4. Расписание кружков составляется с учетом занятости педагогов и воспитанников.

3.5. Основанием для организации работы кружка являются:  запрос родителей на образовательную услугу по определённому направлению;  проблемы, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ;  наличие специалистов, педагогов МБДОУ творчески и углублённо работающих по направлению кружка. 3.6. Основанием для зачисления воспитанников в кружок является:  желание ребёнка;  согласие родителей;  рекомендации специалиста (врача, педагога-психолога, социального педагога и т.д.) о целесообразности проведения дополнительной работы с ребёнком.

3.7. Кружковая работа проводится по желанию педагога в зависимости от направлений деятельности МБДОУ, при этом используется различные формы и виды деятельности. 3.8. Содержание занятий кружка не должно дублировать образовательную программу МБДОУ.

3.9. В кружках занимаются дети с 4 до 6 лет, независимо от способностей. 3.10. Педагог имеет право проводить занятие кружка по подгруппам (не более 12 детей). 3.11.Занятия кружка проводятся 1 – 2 раза в неделю во второй половине дня, в промежутке с 16.30 до 17.30 часов, длительность занятий 20 – 30 минут в зависимости от возраста детей.

4.Права и обязанности 4.1. Руководитель кружка обязан:  Разрабатывать программу кружка, осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом вести документацию о работе кружка;  Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями ДОУ.

 Соблюдать требования по охране труда и технике безопасности при организации и проведении занятий с воспитанниками.  Обеспечивать дидактическим необходимым материалом участников занятия.  Учитывать достижения каждого ребенка.

4.2. Имеет право:  Осуществлять отбор детей;  Вносить коррективы в план работы кружка.  Рассматривать опыт работы в СМИ.

5.Программы работы кружковых объединений 5.1. Виды реализуемых программ:  типовые, рекомендованные Министерством образования;  типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы ДОУ;  собственные (авторские), разработанные руководителями кружковых объединений. 6.Документация 6.1. В документацию педагогов ОУ, осуществляющих кружковую работу входит:  тетрадь учета посещаемости кружка;  программа работы кружкового объединения с календарно-тематическим планированием;  документация по участию в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.

 заявления родителей (законных представителей) воспитанников о зачислении ребёнка в кружок. 7. Итоги работы кружковых объединений. 7.1. Итогом работы кружковых объединений является:  Творческий отчет кружковых объединений художественно-эстетического цикла (участие в районных смотрах, конкурсах по профилю работы, подготовка и проведение отчетных выставок, концертов и т.п.);  Участие воспитанников кружковых объединений в конкурсах, выставках и т.п.; 7.2.Руководитель кружка знакомит родителей и педагогов с результатами работы (отчёты на итоговом педагогическом совете, выставки, концерты, ярмарки, фотоотчёты и т.д.).

7.3.Каждому руководителю кружка к 25 мая необходимо представить отчёт о работе кружкового объединения в письменной форме.

8.Контроль 8.1. Осуществляется администрацией ДОУ.

Заведующий ДОУ имеет право:  Посещать занятия кружков с заблаговременной информацией об этом руководителя кружка;  Изменить расписание занятий кружковой работы по производственной необходимости. Учебно-тематический план по программе работы кружка «Волшебные пальчики» Средняя группа № Тема Месяц Задачи 1 «Осень» Октябрь, 3 неделя Формировать умение поочерёдно загибать пальцы обеих рук в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху-внизу).Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.

Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности. Активизировать словарь по теме. 2 «Осенние признаки» Октябрь, 4 неделя Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы обеих рук в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху-внизу).Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу.

Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.

Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности.

Активизировать словарь по теме. 3 «Огород. Овощи» Ноябрь, 1неделя Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа.

Обогащать словарный запас. 4 «Овощи» Ноябрь, 2 неделя Закрепить умение по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. Закрепить умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук.

Закрепить навык закрашивания готовых изображений. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас. Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большего в игре с речевым сопровождением по 5 «Сад.

Фрукты» Ноябрь, 3 неделя подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету.

Активизировать словарь по теме. 6 «Лес. Грибы и ягоды» Ноябрь, 4 неделя Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствии с текстом, выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослых. За тем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определённой позе.

Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение(видеть за изображением кругов реальные объекты).

Расширять словарь по теме. 7 «Зима» Декабрь, 1 неделя Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля.

Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью по образцу, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствовать движения кисти пальцев рук. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

8 «Зима, зимние забавы» Декабрь, 2 неделя Закрепить умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Закрепить умение выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью по образцу, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии.

Совершенствовать движения кисти пальцев рук. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

9 «Новый год» Декабрь, 3 неделя Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь, зрительное внимание , умение соотносить предметы разной величины. Учить выполнять шнуровку слива направо без перекрещивания шнурка.

Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Расширять словарь по теме. 10 «Домашние животные» Январь, 3 неделя Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками( по подражанию), изображать спирали по пунктирным линиям.

Расширять словарь по теме. 10 «Домашние животные» Январь, 3 неделя Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками( по подражанию), изображать спирали по пунктирным линиям. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками(из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами.

Упражнять в умении удерживать пальцами рук в определённой позе, согласовывать движения с речью. Развивать речь. 11 «Домашние животные -2» Февраль, 1 неделя Закрепить умение катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками, изображать спирали по пунктирным линиям.

Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками(из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Закрепить умение удерживать карандаш пальцами рук в определённой позе, согласовывать движения с речью.

Развивать речь. 12 «Транспорт» Февраль, 2 неделя Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез).

Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в ёмкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка.

Расширять активный и пассивный словарь по теме. 13 «Наша Армия» Февраль, 3 неделя Развивать чувствительность пальцев рук, зрительное внимание , умение соотносить предметы разной величины.

Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Расширять словарь по теме. 14 «Мамин день» Февраль, 4 неделя Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками ( по подражанию), составлять орнамент по образцу.

Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением(по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания.

Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линий.

Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур.

Расширять словарь по теме. 15 Инстру- менты» Март, 2 неделя Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Развивать конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь.

Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме. 16 «Дом. Семья» Март, 3 неделя Закрепить умение составлять орнамент по образцу.

Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением. Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания.

Закрепить навык изображения волнистых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линий.

Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур.

Расширять словарь по теме. 17 «Моя семья» Март, 4 неделя Закрепить умение составлять орнамент по образцу.

Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением. Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания.

Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линий.

Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур.

Расширять словарь по теме. 18 Аквариум» Апрель, 1 неделя Учить выполнять определённые действия пальцами с речевым сопровождением (по подражанию), захватывать сыпучие материалы указательным типом захватывания. Дать представление о работе с сыпучими материалами по создании им простых изображений. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру.

Обогащать словарь по теме. 19 «Весна. Весенние приметы» Апрель, 2 неделя Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой.

Развивать представление о работе с сыпучими материалами по создании им простых изображений.

Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки Обогащать словарь по теме. 20 «День Земли» Апрель, 3 неделя Закрепить умение согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое.

Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой.

Продолжать развивать умение работать с сыпучими материалами, создавать им простые изображения. 21 «Весенние цветы» Апрель, 4 неделя Продолжать развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой.

Продолжать развивать умение работать с сыпучими материалами, создавать им простые изображения. Обогащать словарь по теме. 22 «Насекомые» Май, 1 неделя Продолжать развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Продолжать развивать умение работать с сыпучими материалами при создании им простых изображений по образцу; закрашивать готовое изображение, не выходя за контур.

Расширять словарь по теме. 23 « Моя картина мира » Май, 2 неделя Закрепить умение согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое.

Развивать точную координацию.

Продолжать развивать умение работать с сыпучими материалами, создавать им простые изображения по своему усмотрению. Учебно-тематический план по программе работы кружка «Волшебные пальчики» Старшая группа № Тема Месяц Задачи 1 «Осень.

Осенние признаки» Октябрь, 3 неделя Учить выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции, проводить короткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу».

Рекомендуем прочесть:  Пиво как бизнес

Активизировать словарь по теме.

2 « Осенние признаки» Октябрь, 4 неделя Закрепить умение выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции, проводить короткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура.

Продолжать совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Закрепить знание понятий: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Активизировать словарь по теме 3 «Грибы.

Лес» Ноябрь, 1 неделя Продолжать учить загибать пальцы рук по одному, начиная с мизинца, в игре с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции, штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы.

Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Закреплять навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Активизировать словарь по теме.

4 «Ягоды. Лес» Ноябрь, 2 неделя Продолжать учить загибать пальцы рук по одному, начиная с мизинца, в игре с речевым сопровождением по речевой инструкции, штриховать в разных направлениях простые предметы. Продолжать формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев и кистей рук. Закреплять навык захвата мелких предметов указательным типом хватания.

Активизировать словарь по теме. 5 «Одежда и обувь» Ноябрь, 3 неделя Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Формировать слаженные действия обеих рук.

Закреплять навык застёгивания пуговиц различной величины. Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы по заданному образцу; раскрашивать предмет в пределах контура.

Расширять словарь по теме . 6 «Посуда» Ноябрь, 4 неделя Продолжать развивать согласованные действия обеих рук, дифференцированные движения пальцев в соответствии с текстом, конструктивный праксис, зрительное внимание, импрессивную и экспрессивную речь. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом.

Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы 7 «Зима. Зимние забавы» Декабрь, 1 неделя Учить показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги по образцу различной величины; раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме 8 Зимние забавы» Декабрь, 2 неделя Закрепить умение показывать и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги по образцу различной величины; раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур.

Активизировать словарь по теме 9 «Дикие животные зимой» Декабрь, 3 неделя Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Формировать умение выкладывать мелкие предметы на подготовленную поверхность с размазанным пластилином.

Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии по середине дорожки слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Расширять словарь по теме Продолжать учить выкладывать из палочек предметы мебели. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в 10 «Мебель» Январь, 4 неделя определенной позе, согласовывать движения с речью.
Упражнять в умении удерживать пальцы рук в 10 «Мебель» Январь, 4 неделя определенной позе, согласовывать движения с речью.

Совершенствовать навык изображения прямых горизонтальных и вертикальных линий на ограниченном пространстве, не отрывая карандаш от бумаги.

Активизировать познавательные процессы , расширять словарь детей. 11 «Транспорт» Февраль, 1 неделя Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура.

Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме 12 «Профессии на транспорте» Февраль, 2 неделя Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Закрепить умение потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура.

Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме. 13 «Наша армия» Февраль, 3 неделя Учить поочерёдно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших, обводить по пунктиру предметы последовательно соединяя точки, не отрывая от бумаги карандаш, закрашивать их.

Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы, конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь. 14 «Женский день. Праздник весны» Март, 2 неделя Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом захватывания.

Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять активный и пассивный словарь по теме. 15 «Мой дом. Моя семья» Март, 3 неделя Закрепить умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу).

Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом захватывания. Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять активный и пассивный словарь по теме.

16 «Весна в природе» Март, 4 неделя Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка.

Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы. Активизировать словарь по теме. 17 «Труд людей весной» Апрель, 1 неделя Совершенствовать умение выполнять определённые действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции.

Учить выкладывать из палочек предметные изображения, захватывать их указательным типом хватания, проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.

Обогащать словарь по теме. 18 «Возвраще- ние птиц» Апрель, 2 неделя Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Обогащать словарь по теме. 19 «День Земли» Апрель, 3 неделя Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Учить штриховать в разных направлениях простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Обогащать словарь по теме. 20 «Мои друзья» Апрель, 4 неделя Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением. Закрепить умение штриховать в разных направлениях простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Развивать чувствительность кончиков пальцев и мелкую моторику посредством пластилинографии. Обогащать словарь по теме. 21 « Моя картина мира» Май, 1 неделя Продолжать развивать чувствительность кончиков пальцев и мелкую моторику посредством работы с песком.

Развивать умение работать с песком по образцу ( мандала).

Обогащать словарь по теме. 22 « Птица счастья» Май, 2 неделя Продолжать развивать чувствительность кончиков пальцев и мелкую моторику посредством работы с песком.

Развивать умение работать с песком по замыслу ( мандала). Обогащать словарь по теме.

Условия организации развивающего кружка как одного из направлений деятельности педагога-психолога

Организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий: • организация рабочего пространства — места за детьми жестко не закрепляются, они могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т. п.; • возможность выбора — педагог-психолог предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать, кто и чем будет заниматься, сообразно силам и интересам; • игровой характер подачи материала.

При организации деятельности кружка в числе направлений деятельности педагога-психолога учитываются: • интересы детей и добровольность выбора ими кружка; • возрастные особенности детей; • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования именно на ее основе; • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; • нормы нагрузки на ребенка. Организация работы кружка предполагает наличие следующей документации: табеля посещаемости, программы кружковой работы (перспективно-тематическое планирование), результаты психолого-педагогической диагностики (на начало учебного года).

В числе важных качеств, которые необходимы детям для успешного усвоения дисциплин в начальной школе любознательность, активность и самостоятельность.

При этом важно не погасить интерес к знаниям, поэтому уроки развивающего кружка составлены с учетом дошкольных особенностей восприятия знаний.

Такие занятия предполагают игровые упражнения, способствующие развитию познавательных психических процессов, формированию умения рассуждать. Каждый развивающий кружок, как одно из направлений деятельности педагога-психолога направлен на развитие памяти, внимания, воображения, речевой функции, а также логического мышления. Благодаря игровой форме занятия способствуют развитию умственных качеств, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.

Кроме того, отмечается положительная динамика в обучении и социализации детей. Приложение Конспект интегрированного развивающего игрового комплекса «Осень» для детей подготовительной группы Цели: обобщить имеющиеся у детей представления об осени; развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память, воображение, речь; учить детей составлять рассказ по картине. Задачи:

  1. развивающие — развитие речевой активности, связной речи, обучение образованию сложных слов. Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики;
  2. обогащение словаря и активизация в речи выражений, обозначающих пространственные ориентировки «левая — правая», «нижняя — верхняя часть картины», «правый — левый», «верхний — нижний углы картины», «ближе — дальше», «около», «между», «за», «перед», «после» и пр.
  3. воспитательные — формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  4. образовательные — закрепление представления об осени и ее признаках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);

Материал: спички, цветные карандаши, простые карандаши по количеству участников; картинки с изображением явлений осени (туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча); шаблоны осенних листьев для физкультминутки (листья дуба, клена, каштана, рябины, осины и др.); мультимедийная презентация с картинами русских художников (И.И.

Шишкин «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», А.А. Пластов «В октябре», В.А. Серов «Осенний вечер», А.К.

Саврасов «Осень»); образцы изображений: листика (для рисования по клеточкам) и зонтика (для выкладывания из спичек).

Ход игрового комплекса 1. Психологический настрой на работу Слово педагога-психолога: Сегодня, ребята, мы будем говорить о таком времени года, как осень. Давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться! Мы спокойны, мы спокойны, Говорить будем красиво, Четко и неторопливо, Вспомним обязательно, Что учили на занятиях.

(Дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки.) Молодцы! Ребята, как и у других времен года, у осени три месяца. Внимание! Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?.

Давайте мы еще раз их повторим. (Дети вместе с педагогом-психологом повторяют названия месяцев.) Молодцы!

А теперь давайте поиграем. 2.

Игра «Найди отгадку» Инструкция педагога-психолога: Подойдите, пожалуйста, все к столу. Перед каждым из вас лежит набор необходимых для игры картинок. Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю вам отгадать загадки об осенних явлениях природы.

Отгадки лежат перед вами на столе в виде картинок.

После того, как я прочту загадку, каждому из вас нужно будет поднять карточку с правильным ответом. Задание понятно? Тогда начнем! Материал к игре • Он бывает по утрам и вечерам, из-за него ничего не видно впереди.

(Туман.) • Когда он идет не переставая, становится грустно на душе и мокро на улице.

(Дождь.) • Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают золотой наряд.

(Листопад.) • Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев. (Ветер.) • Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. (Иней.) • Она плывет-плывет по небу, темная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами.

(Туча.) А теперь, не глядя на картинки-отгадки, попробуйте вспомнить и перечислить все слова отгадки… Молодцы, справились с заданием! Ребята, эти явления природы — основные признаки осени. Осень условно делится на три части: ранняя осень — самая красивая, золотая, потому что она красит листья в желтый цвет; середина осени — когда бушует листопад и начинаются затяжные дожди; поздняя осень — самая грустная пора, когда деревья становятся голыми, лужи замерзают, выпадает первый снег, который всегда быстро тает.

Предлагаю вам следующую игру… 3. Игра «Найди ошибку» Инструкция педагога-психолога: Я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, и при этом намеренно допускать ошибки.

Ваша задача — найти их. Материал к игре • Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер. (Подснежник.) • Туман, иней, сбор грибов, ледоход. (Ледоход.) • Дед Мороз, улетающие птицы, сбор урожая, первый снег.

(Дед Мороз.) • Тучи, загорающие на пляже люди, дожди, похолодание. (Загорающие на пляже люди.) 4. Беседа Слово педагога-психолога: Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто пишет картины?.

Правильно, художники! А знаете ли вы каких-нибудь художников?. Я предлагаю вам всем вместе рассмотреть осеннюю красоту на полотнах русских художников. Проходите и рассаживайтесь на стульчики… (Презентация с размещенными репродукциями картин русских художников.) Первая картина (слайд 1) принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина и называется «Золотая осень».

Проходите и рассаживайтесь на стульчики… (Презентация с размещенными репродукциями картин русских художников.) Первая картина (слайд 1) принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина и называется «Золотая осень».

Рассмотрите ее внимательно. Вопросы для обсуждения: • Кто из вас хотел бы рассказать о том, что нарисовано на картине? • Какие краски преобладают в картине? • Какое состояние реки изображено на картине?

Она тихая или бурная? • Какое настроение рождает у вас эта картина? Следующую картину (слайд 2) написал Исаак Ильич Левитан. Она тоже называется «Золотая осень».

Ранняя осень была любимейшим временем года художника, он посвятил ей более сотни картин.

Эта — одна из самых любимых у почитателей его творчества. Вопросы для обсуждения: • Какая осень изображена на картине?

(Ранняя, золотая.) • Какие краски использовал художник? • Какое настроение вызывают эти цвета? • Что в картине кажется вам особенно красивым?

(Деревья.) • Какая погода была в этот день? • Догадайтесь, какая вода в речке на картине: теплая или холодная?

Молодцы! Переходим к следующей картине. Следующая картина (слайд 3) принадлежит кисти Аркадия Александровича Пластова.

Называется она «В октябре». Вглядитесь в нее: осень… косогор… юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня.

Не шелохнется ни одна былинка. Вопросы для обсуждения: • Каково общее впечатление от пейзажа: радостное или грустное? • Что изображено на первом плане?

• Кто из вас хотел бы рассказать о том, что нарисовано на картине?

Предлагаю вам рассмотреть следующую картину (слайд 4). Она принадлежит таланту русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова и называется «Осень».

Давайте рассмотрим ее… Попробуйте оказаться внутри… вжиться в ее образный мир… почувствовать настроение автора… его раздумья… Вопросы для обсуждения: • Какое небо изобразил художник?

(Ясное.) • Что изображено на заднем плане? • Каково ваше общее впечатление от изображенного на этой картине пейзажа: грустное или радостное? Завершает нашу небольшую импровизированную экскурсию по галерее русских художников картина «Осенний вечер» (слайд 5).

Ее автор — Валентин Александрович Серов. Эта картина считается одной из интереснейших работ раннего периода творчества Серова. Кажется, что мастер представил кусочек реальной жизни, взятый таким, каков есть на самом деле.

Неяркий осенний свет мягко освещает простой безыскусный пейзаж. Растрепанные деревья, серое печальное небо.

И вроде бы всё… Но полотно вызывает сложные чувства, не только уныние и тоску. В пейзаже есть прекрасное, высокое ощущение чего-то родного, близкого, неотделимого от русского человека.

Красота здесь неказистая, неприметная, но такая своя! Вопросы для обсуждения: • Почему картина названа «Осенний вечер»?

• Нравится ли вам картина? • Какое небо изобразил художник? Мы с вами рассмотрели несколько картин русских художников. Как вы заметили, на всех этих полотнах изображена осень.

А в каком жанре написаны все картины?. Правильно, ребята, это пейзажи.

Какое настроение у вас вызывают эти картины?. Интересно ли вам было познакомиться с творчеством художников?. На этом наше путешествие по галерее заканчивается.

А так хочется продолжить путешествие по осенней природе!.

5. Физкультминутка Слово педагога-психолога: Представьте, что мы с вами очутились в осеннем парке. Предлагаю вам прогуляться по нему, побегать, попрыгать, потанцевать, собрать букеты из осенних листьев и сделать из них салют. Давайте закроем глаза и скажем: Раз, два, три — покружись, В осеннем парке очутись… (Физкультминутка проводится под презентацию «Осень» с использованием шаблонов осенних листьев.

Музыкальное сопровождение — на усмотрение педагога-психолога.) 6.

Упражнение «Рисуем по клеточкам» Инструкция педагога-психолога: Отдохнули?. Ну что, продолжим наш разговор об осени?. Ребята, куда бы мы ни бросили взгляд, везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки.

Осень — необыкновенное время года. Природу можно изобразить по-разному. Художники разговаривают с нами при помощи красок, композиторы — при помощи музыки, а поэты посвящают ей стихи. А вы знаете стихи об осени?. (Дети читают стихи об осени.) Молодцы! Я тоже знаю стихотворение об осени. Хотите послушать?. Тогда слушайте… (Здесь педагог-психолог читает любое стихотворение, которое ему нравится.) Ребята, я кое-что придумала.
Хотите послушать?. Тогда слушайте… (Здесь педагог-психолог читает любое стихотворение, которое ему нравится.) Ребята, я кое-что придумала. Давайте нарисуем приметы осени.

Согласны?. Тогда присаживайтесь за столы… Предлагаю вам нарисовать по клеточкам осенний лист, а затем раскрасить его осенней краской. Какие краски есть у осени?. Молодцы! Давайте начнем рисовать, я тоже нарисую свой листочек вместе с вами.

(Работа проходит под музыкальное сопровождение.) Закончили свои работы?. Давайте посмотрим, у кого какой лист получился.

Нравятся вам ваши работы?. Мне тоже ваши работы понравились. Вы старались выполнить задание правильно и аккуратно.

Молодцы! ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ Методика выполнения рисунков на бумаге в клетку С учетом особенностей дошкольного возраста в данной программе представлены всего два варианта работы по выполнению детьми рисунков на бумаге в клетку. Рекомендуется пользоваться простым карандашом, чтобы в случае неудачи можно было продублировать выполнение задания.

Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения ему следует прибегнуть к помощи взрослого.

Если же данное задание представляет для него серьезную трудность, то не следует настаивать на выполнении такового немедленно. Можно предложить для дальнейшей работы (раскрашивания и пр.) воспользоваться каким-либо другим представленным образцом.

Однако педагог, помня о возникших у воспитанника трудностях, должен непременно попросить ребенка вернуться к данному заданию (возможно, в следующий раз) и попробовать выполнить его снова.

Вариант 2. Выполнение графического диктанта.

Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».

Ему предшествуют специальные занятия, направленные на развитие пространственной ориентации. В случае затруднения педагог должен напомнить ребенку, используя клетки тетради, какое направление соответствует понятиям «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Если в ходе проверки выявлена ошибка, нужно добиваться, чтобы ребенок самостоятельно, с опорой на образец, нашел в своем рисунке ошибку и попытался ее исправить.

Перед выполнением любого из двух вариантов работы взрослый просит ребенка сосредоточиться и быть внимательным.

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

7. Работа со спичками Инструкция педагога-психолога: Осенью часто идут дожди, поэтому нам не обойтись без зонтика. Посмотрите, перед вами на листе выложено из спичек изображение зонтика. Обратите внимание, в какую сторону смотрят спичечные головки.

Даю вам несколько секунд на изучение изображения (10 с).

А теперь переверните листочки обратной стороной и постарайтесь выложить на ваших столах из спичек то же самое.

ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ Методика работы со спичками У каждого ребенка должен быть коробок со спичками, предварительно оклеенный скотчем.

Перед выполнением задания педагог просит выложить часть спичек из коробка на стол. Необходимо предупредить дошкольников о том, что выполнение этого задания требует большого внимания. В течение нескольких секунд (в зависимости от уровня подготовленности дошкольников и от степени сложности рисунка) дети знакомятся с образцом.

Затем он закрывается. Задача детей — по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе.

Следует обратить особое внимание на расположение спичечных головок.

Они должны смотреть в ту же сторону, что и на рисунке. После самостоятельного выполнения задания педагог просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.

Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации. 8. Подведение итогов занятия Слово педагога-психолога: Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательны. Отгадывали с помощью иллюстраций загадки, находили допущенные мною ошибки, обсуждали картины русских художников, рисовали осенний лист по клеточкам, выкладывали из спичек изображение зонтика.

Вот какую объемную работу мы провели! А теперь скажите, понравилась ли вам наша игровая деятельность?. А что вам сегодня запомнилось больше всего?.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал…» Вот сколько всего нового вы сегодня узнали.

А теперь наша встреча подошла к концу, и я хочу закончить ее еще одним стихотворением: Мокрые деревья голые стоят, И прибит дождями наш осенний сад. За окном то дождик, то холодный снег, Мрачно, неуютно на душе у всех.

Только ты не хмурься, на ноябрь не злись. Ты своей улыбкой с другом поделись.

Он тебе ответит, станет вам тепло, Будет в душах ваших мирно и светло. До новых встреч, ребята!

Сайт для воспитателей детских садов

Цель: Обучение детей этическим ценным формам, способам поведения и отношений с людьми.

Задачи:

  1. Развитие умений устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми.
  2. Формирование коммуникативных навыков.
  3. Развитие умений осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания других людей, контролировать собственные.

Количество детей: 8 человек.

Режим работы: 1 раз в неделю. Место проведения: Музыкальный зал. МЕСЯЦ ТЕМА ЗАДАЧИ сентябрь 1.

«Мешочек криков» Создать условия для формирования навыков выплескивания негатива приемлемыми способами.

2. «Сигналы гнева» Научить детей осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. 3. «Отгадай, что я почувствовал» Обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других детей.

4. «Словарик добрых дел» Акцентировать внимание детей при обсуждении поступков героев фильмов и книг на их положительные черты характера и попытаться показать ребенку, что и в отрицательном герое есть черты заслуживающие уважение.

октябрь 1. «Копилка достижений» Повышать самооценку детей, веру в свои силы и учить ценить свои маленькие победы.

2. «Повтори за мной» («Дошкольное воспитание» № 2 2005 г.) Познакомить детей с выразительной мимикой, жестами; дать понятие об эмоциях радости и грусти, показать их схематическое изображение; эмоционально сблизить детей друг с другом и воспитателем. 3. «Дельфин» («Дошкольное воспитание» № 5, 2006 г., стр.68 ) Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать воображение, внимание, познакомить с рисованием ладонью.

4. «Встреча эмоций» (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» — Ярославль, Академия развития, 2000 г.

Стр.112) Продолжить детей знакомить с эмоциями (радость, горе, страх, удивление ); учить различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать о них. Развивать эмпатию. ноябрь 1. «Встреча» Продолжать развивать у ребенка понятия об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности, предпочтения.

Развивать коммуникативные способности. 2. «Зеркало» («Дошкольное воспитание», № 4, 2003г.) Развивать внимание к самому себе, изменять в себе то, что не нравится, проявлять признаки взрослости, изменять свой облик в соответствии с обретаемым образом. 3. «Клякса» («Дошкольное воспитание» № 5, 2006 г., стр.65) Продолжать помогать детям снимать эмоциональное и мышечное напряжение, снижать тревогу и агрессию.

Развивать навыки взаимодействия друг с другом. 4. «Очищение от тревог» Ознакомить детей со способами саморегуляции, помочь поверить в себя, преодолеть робость и войти в коллектив сверстников, завоевать их доверия декабрь 1. «Осьминоги» («Дошкольное воспитание» № 5, 2006г.

Стр. 69.) Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение и тревожность, развить согласованность движения, тактильную чувствительность, образное видение.

2. «Час тишины и час -можно» (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» стр. 78) Продолжать помогать снимать эмоциональное напряжение, развивать умение помогать и передавать чужие эмоции, воображение. Развивать умение внимательно слушать и запоминать.

3. «Пастушок» (М.Л.Кряжева «Мир детских эмоций», стр. 78.) Развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним. 4. «Чтение эмоций» Развивать коммуникативность, умение чувствовать партнера, способствовать улучшению межличностных отношений.

январь 1. «Слепой и поводырь» 2. «Солнышко» Учить детей проявлять заботу и внимание к другому человеку, владение вербальными и невербальными средствами общения, накопление опыта доверия окружающих. Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение и тревожность, развивать согласованность движений, тактильную чувствительность.

Создавать ситуацию успешности.

3. «Воздушный шарик» Помочь детям научиться расслаблять мышцы живота, напряжение при вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление. 4. «Салочки-выручалочки» Воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь; воспитание выдержки и способности управлять собой. февраль 1. «Водопад света» Развивать воображение детей.

Продолжать помогать расслаблять свое тело и получать радость с помощью способов релаксации. 2. «Деревья» («Дошкольное воспитание» № 8 – 2006.) Способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению, обогащать эмоциональный мир, создавать атмосферу эмоциональной безопасности, чувствовать настроение других людей. 3. «В тесноте, да не в обиде» («Дошкольное воспитание» №2- 2005) Познакомить детей с эмоциями обиды и гнева.

Развивать выразительность движений и мимики. 4. «Следование за ведущим» Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать и передавать чужие эмоции, воображение. Воспитывать положительные эмоции по отношению к сверстнику, коммуникативность.

март 1. «Ветка рябины» («Дошкольное воспитание» №5- 2006) Продолжать создавать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать внимание, воображение, зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность.

2. «Сороконожка» Формировать гармоничное отношение к сверстникам и научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

3. «Паровоз» Учить детей учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. 4. «Кто позвал» Способствовать развитию у детей нравственных мотивов поведения (улаживая, договариваясь, не прибегая к физическим мерам).

Способствовать сближению ребят, развивать память, внимание, упражнять слуховой анализатор. апрель 1. «Мышь и мышеловка» Продолжать преодолевать проблемы, понимать себя и других, накапливать опыт и знания в овладении методами саморегуляции, быть уверенным в себе. 2. «Просыпайся, третий глаз» Учить детей помогать самому себе быть собранным, активным, преодолевать робость, успешно решать конфликтные ситуации, снимать внутреннее психоэмоциональное напряжение.

3. «Дыши и думай красиво» Продолжать снимать напряжение, как коллективно в группе, так и индивидуально – самостоятельно. Развивать умение расслабляться и регулировать свое поведение самому.

май 1. «Обезьянки» Способствовать тренировке внимания детей, умению адекватно выражать свои эмоции и ориентироваться и понимать настроение другого человека. 2. «Кубики» Упражнять в изображении эмоции радости, грусти, злости, страха; умении сочинять ситуацию связанную с «выпавшей» эмоцией.

3. «Испуганный заяц» Продолжать знакомить детей с эмоцией страха. Развивать выразительность движений и мимики; умение оказывать помощь и радоваться успеху своего товарища.

Литература: 1. Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций» («Академия развития» Ярославль 2000 г.). 2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2-2005 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5- 2006 г. 4. Журнал «Дошкольное воспитание» №4- 2003 г. 5. Татьяна Ломтева «Большие игры маленьких детей».(«Дрофа-плюс» Москва 2005 г.) 6.

М.А. Панфилова «Игротерапия общения» («Гном и Д» Москва 2005 г.) 7.

+ +