Нарушение прав потребителя в сфере жкх примеры


Роспотребнадзор (стенд)


Управление Роспотребнадзора по Саратовской области предлагает потребителю образец искового заявления по вопросу восстановления нарушенных прав при ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам, полностью выполняющим свои обязательства перед исполнителем. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В исковом заявлении указывается: • наименование суда, в который подается заявление; • наименование истца (Ф.И.О., адрес, телефон); • наименование ответчика (наименование управляющей организации, адрес); • в чем заключается нарушение прав или законных интересов истца; • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг, претензия к исполнителю и.т.д.); • требования истца, в том числе цена иска (если он подлежит оценке) • перечень прилагаемых к заявлению документов. Если в деле будут участвовать 2 стороны (Вы и ответчик) в суд подается исковое заявление с приложением документов, подтверждающих Ваши требования, а также копия искового заявления для ответчика с приложением отсутствующих у него документов. Лучше всего снять копии со всех ваших документов, а потом при сдаче документов в секретариат суда Вам эти копии на основе предоставляемых оригиналов заверят.

Все оригиналы документов должны остаться у Вас, отдаются только копии. После сдачи всех необходимых документов в секретариат суда по оставленным Вами контактам Вас уведомят, на какую дату назначено предварительное слушание Вашего дела. Это зависит от загруженности данного суда и может составлять от одной до нескольких недель.

В указанное в судебной повестке, либо в сообщенное по телефону время, Вам необходимо явиться в суд.

Образец искового заявления о защите прав потребителя Я проживаю в жилом помещении по адресу: г. Саратов, ул. _________, д. ________, кв.____, и являюсь собственником данного помещения.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 являюсь потребителем жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги горячее водоснабжение и использую данную услуги исключительно для личных, семейных и домашних нужд. Жилищно-коммунальные услуги оплачиваю управляющей организации _____________ (указать наименование) своевременно, в полном объеме, и не имею задолженности по оплате данных услуг.

Однако, с ________(дата) мне прекращена подача горячего водоснабжения. По информации управляющей организации (Управляющая компания, ТСЖ, ЖСК) причиной отключения горячего водоснабжения послужило неисполнение управляющей организацией договорных обязательств перед ресурсоснабжающей организацией по оплате потребленной тепловой энергии.

Коммунальные услуги предоставляются мне на основании договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) в соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.

№ 307 (далее Правила). В соответствии с ч.

1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ)

«управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме»

.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 «если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям».
№ 2300-1

«если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям»

.

В соответствии с п. 6 Правил исполнитель обязан предоставить горячее водоснабжение — круглосуточно, надлежащего качества, подаваемое в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п.

9 Правил). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил). В пункте 49 Правил прописаны обязанности исполнителя, согласно которым исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества. Согласно п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

В соответствии с п. 85 Правил

«приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается»

. В соответствии с п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 76 Правил). Таким образом, действия ___________ (указать управляющую организацию) по непредоставлению коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в период __________(указать период) в занимаемое мною жилое помещение, являются неправомерными.

В настоящее время я вынужден(а) затратить дополнительные денежные средства на покупку водонагревателя, в результате чего мной потрачено на момент предъявления иска _________(___________) рублей. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» «если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором».

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В связи с длительным отсутствием в занимаемом мною жилом помещении горячего водоснабжения я испытывал(а) значительные неудобства, дискомфорт, в связи с чем считаю действиями ответчика мне причинен моральный вред на сумму___________рублей.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 151, 541, 1099-1101 ГК РФ, статьями 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», частью 1 статьи 46 ГПК РФ, Прошу суд: 1. Признать действия ______________ (указать управляющую организацию) по непредоставлению мне в период ___________(указать период) коммунальной услуги горячее водоснабжение.

2. Обязать управляющую организацию ___________ обеспечить предоставление услуги «горячее водоснабжение» в занимаемое мною жилое помещение. 3. Взыскать с ответчика в мою пользу денежную сумму в размере _________(рублей), включающую в себя: — понесенные мною убытки в сумме___________рублей. — компенсация причиненного мне морального вреда.

Приложение:

Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?

Итак, собственник подозревает, что его права нарушены.

Куда ему обратиться? В первую очередь — в совет многоквартирного дома.

Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов. Если же в совете дома не смогли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию. Заявление/претензию следует грамотно подготовить: указать конкретные требования и основания.

Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т.

п.). Данные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства.

Также они могут помочь в составлении заявлений, претензий в организации, предоставляющие услуги, жалоб в контролирующие органы. Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифицированную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.

Еще одним из вариантов «поиска истины» может стать обращение в юридические фирмы.

Правда, здесь уже за помощь юристов придется платить. Не забывайте: сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней. Поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.

В любом случае, где бы вы ни получали консультацию, просите, чтобы вам объяснили не только то, правы вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые вы можете сослаться, отстаивая свои права и интересы. В нашей стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ — государственная жилищная инспекция, окружная/территориальная админис трация, департамент ЖКХ при мэрии и т.д.

По запросу «» ничего не найдено.

Уточните, пожалуйста, запрос, например, напишите «Стандарт раскрытия информации» или «ГИС ЖКХ».

Последние публикации 8 часов назад 9 часов назад 13 часов назад 3 дня назад 3 дня назад 3 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 5 дней назад 5 дней назад 5 дней назад 6 дней назад 6 дней назад 6 дней назад 18+Портал для УО/ТСЖ

  1. Интернет-служба для УО/ТСЖ
    • —>ОСС на 100%Оформите весь пакет документов по ОСС в МКД в одной программе, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 35 321 подписчику! Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .
  2. —>ОСС на 100%Оформите весь пакет документов по ОСС в МКД в одной программе, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка!

    Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг.

    Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 35 321 подписчику!

    Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .

Особенности судебного решения вопроса о ЗПП в сфере жилищно-коммунального хазяйства

Подача иска в суд формирует судебную практику.

Производство по исковым заявлениям представляет собой работу судебного органа, заключающуюся в исследовании и принятии решений относительно спорных ситуаций о интересах либо правах, которые возникли из любого рода правоотношений.

Такой вид деятельности регулируется ГПК РФ.

Иск является защитным средством, применяемым на судебной стадии разрешения споров, с помощью которого происходит защита права, которое было оспорено либо нарушено, а также защита законных интересов. Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера.

Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера.

Иск имеет своей целью защитить права субъекта правоотношений.

Прежде чем подавать обращение в суд убедитесь в соответствии требований, которые вы указали в иске, действующим нормам закона. Предоставьте доказательства требований, которые вы выдвинули.

Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового). Форма иска, в которой вы должны его подать в суд, является письменной, то есть напишите иск от руки либо напечатайте. Обязательно поставьте свою подпись на иске, если у вас имеется представитель, который будет участвовать в судебном процессе – подпись должен поставить он.

Также имейте в виду, что при наличии представителя, вам необходимо помимо прочих документов приложить к иску доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия, имеющиеся у представителя.

Составляйте исковое заявление в таком количестве, сколько ответчиков будут участвовать в процессе.

В иске укажите его цену, которая представляет собой требования имущественного характера, которые были вами заявлены, выраженные в денежной форме.

Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции. Когда организация, осуществляющая деятельность в сфере ЖКХ, не намерена исполнять предписанные судом требования по собственной воле – обратитесь в суд для получения исполнительного листа, после чего подайте его в службу судебных приставов совместно с заявлением. Примеры из судебной практики: Пример №1: Вдовин С.А., являющийся жителем республики Башкортостан обратился в суд с заявлением на управляющую компанию “Жилкомзаказчик”.

В заявлении он выдвинул требования о возмещении ущерба, неустойки и морального вреда, которые были связаны с тем, что протекла кровля, чем был вызван физический ущерб его имуществу. Суд в своем решении указал, что ответственным за протечку кровли является управляющая компания, при этом вывод суда был основан на основании представленных истцом фотографий и документов, содержащих сведения о ремонте здания.

Далее судебная коллегия, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса, снизила сумму на ремонт, которую требовал истец, указав на то, что данная сумма является необоснованной. В свою очередь неустойка и моральный ущерб были выплачены в полном объеме.

Пример №2: ТСЖ обратилось с заявлением в мировой суд с просьбой выдать судебный приказ, на основании которого будет взыскан долг по жилищным платежам и услугам ЖКХ, кроме того затраты, которые появились в связи с оплатой госпошлины. Суд, рассмотрев исковое заявление принял решение удовлетворить требования ТСЖ и выдал необходимый приказ. Через какое-то время это ТСЖ обратилось повторно в данный суд к судье, вынесшему первоначальное решение, с заявлением в котором содержалась просьба распределить судебные издержки, представленные затратами на услуги представителя.

На этот раз ТСЖ получило отказ в удовлетворении требований. Решение судьи было обжаловано ТСЖ, однако вышестоящий суд не изменил решение, сославшись на правомерность принятого решения.

Суд отметил, что заявление о выдаче приказ обязательно должно содержать нормы, которые отражены в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса. В данной статье отсутствуют сведения, которые касаются издержек, точнее их возмещения. Компенсирование издержек представляет собой действия судебной инстанции, нацеленные на возмещение расходов уполномоченному лицу.

О том, как составляется письменная претензия на возврат товара, Как написать ответ на претензию, читайте по ссылке: Из этого следует, получить данный вид компенсации могут:

  1. Лицо, чью позицию поддержал суд и вынес соответствующее решение;
  1. Свидетель;
  1. Эксперт;
  1. Третьи лица;
  1. Специалист;
  1. Переводчик;
  1. Суд, в случаях указанных в статье 103 ГПК РФ.

Сторона, которая является проигравшей должна произвести компенсацию. Однако в ходе процесса, носящего приказной характер, сторон, как правило, не имеется. Из этого следует, что рассматриваемый вид расходов возмещается в рамках процесса, инициированного иском (определение Добрянского районного суда Пермского края от 09.07.2015 г.

по делу № 11–37/2015). Однако имеет место и противоположный вид судебной практики в ЖКХ, где идет констатирование фактов того, что судебные издержки взыскиваются, особенно тогда, когда должник имеет возражений.

Блог

«Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого ее переложить» Рас А. Несколько лет назад на просторах интернета СМИ пестрили новостями о беспрецедентном случае в США, когда гражданка решила высушить мокрую кошку в СВЧ-печи.

Не нужно объяснять какой конец ждал бедное животное, но дело получило широкий общественный резонанс благодаря решению суда, которым удовлетворены требования гражданки о взыскании с производителя микроволновой печи морального вреда, причиненного гибелью животного. Как оказалось, вина производителя заключалась в том, что в инструкции не было указано на невозможность сушить кошек в микроволновой печи… Далее рассмотрим ситуацию, как в нашей стране обстоят дела, связанные с защитой прав потребителей, а именно, несет ли ТСЖ ответственность перед гражданами по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.
Как оказалось, вина производителя заключалась в том, что в инструкции не было указано на невозможность сушить кошек в микроволновой печи… Далее рассмотрим ситуацию, как в нашей стране обстоят дела, связанные с защитой прав потребителей, а именно, несет ли ТСЖ ответственность перед гражданами по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о ЗПП).

В соответствии с преамбулой Закона о ЗПП потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых исполнителем по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи, с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

При этом отказ от добровольного исполнения требования потребителя, карается кроме компенсации морального вреда, неустойки, еще и штрафом в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Как следует из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17

«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

(далее – постановление Пленума ВС РФ) отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой — организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом о ЗПП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17

«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

разъяснено, что отношения граждан с ТСЖ (ЖСК) не регулируются законодательством о защите прав потребителей, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Вместе с тем, закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Однако многие ТСЖ полагают, что основания для применения Закона о ЗПП к правоотношениям между потребителями и ТСЖ, вытекающими из оказания услуг по управлению многоквартирным домом, отсутствуют. Приходя к такому выводу ТСЖ руководствуются тем, что являются некоммерческими организациями, отношения с потребителями основываются на началах членства в ТСЖ, платных (возмездных) услуг ТСЖ своим членам не оказывает. Вместе с тем, в большинстве своем суды отвергают приведенные доводы: 1) Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 46-КГ17-38:

«… граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых товариществом собственников жилья при управлении многоквартирным домом, в связи, с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей»

.

2) Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-2921/2018 «Поскольку спор возник не из членства в ТСЖ, а в связи с оказанием услуг по содержанию общего имущества, соответственно, при регулировании спорных правоотношений необходимо учитывать положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3) Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 14.05.2015 по делу N 33-4142/2015: «Учитывая, что между истцом и ответчиком имеют место отношения, связанные с ненадлежащим оказанием ответчиком услуг по управлению общим имуществом дома, суд первой инстанции обоснованно применил к данным правоотношениям п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскав с ответчика штраф за неудовлетворение требований истца в добровольном порядке в размере 74 818 рублей 50 копеек».

4) Апелляционное определение Магаданского областного суда от 11.08.2015 по делу N 2-1076/2015, 33-820/2015

«Таким образом, организация, оказывающая услуги по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, применительно к спорной ситуации является управляющей организацией, а граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией, в связи, с чем на правоотношения между ТСЖ и собственниками по предоставлению коммунальных услуг и услуг по обслуживанию общего имущества дома распространяется Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»

. Справедливости ради стоит отметить, что существует и иная позиция судей согласно которой, основания для применения к ТСЖ Закона о ЗПП, и, соответственно, штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о ЗПП, отсутствуют.

Для решения вопроса о правомочности взыскания с ТСЖ штрафа по Закону о ЗПП Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 17.08.2017 № 33-14415/2017 по делу № 2-1292/2017 указал на то, что по смыслу разъяснений, приведенных в п.

7 постановления Пленума Закон о защите прав потребителей «распространяется лишь на такие отношения между ТСЖ и собственником помещения в многоквартирном доме, которые основаны на возмездном договоре и направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей собственника (например, отношения по ремонту внутриквартирного оборудования по заявке собственника). Вместе с тем содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является основным предметом деятельности ТСЖ, созданного самими собственниками, объединившимися в товарищество в целях управления своим имуществом, включая исполнение лежащей на них обязанности по содержанию имущества, а потому такая деятельность не может быть приравнена к оказанию услуг (выполнению работ) для потребителя по возмездному договору. С учетом изложенного отсутствуют основания для применения при разрешении спора положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а соответственно, и для взыскания с ТСЖ «Ф., 7/3» штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 этого Закона».

Необходимо отметить, что при оказании ТСЖ услуг и выполнении работ по содержанию общего имущества отношения с собственниками помещений МКД основываются все-таки не на членстве собственников в товариществе, а непосредственно на факте выбора в качестве способа управления – управление товариществом собственников жилья.
Необходимо отметить, что при оказании ТСЖ услуг и выполнении работ по содержанию общего имущества отношения с собственниками помещений МКД основываются все-таки не на членстве собственников в товариществе, а непосредственно на факте выбора в качестве способа управления – управление товариществом собственников жилья. По смыслу жилищного законодательства взаимоотношения между ТСЖ и собственниками являются одинаковыми вне зависимости от их членства в ТСЖ.

В связи с чем, применение в рассматриваемой ситуации п. 7 постановления Пленума не уместно, иначе могут быть созданы неравные условия для собственников-членов ТСЖ и собственников, не являющимися таковыми. Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «».

Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания.

Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКАПИСЬМОот 8 февраля 2006 г. N 0100/1260-06-32О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ,СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙВ СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГУчитывая, что защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых функций государства, проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной области, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности как самой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и ее территориальных органов.Уже начиная с декабря 2004 года и на протяжении всего 2005 года Роспотребнадзор проводил активную организационно-методическую работу, направленную на формирование у территориальных управлений ответственного и профессионального подхода к вопросам обеспечения прав потребителей в жилищной сфере на основе сочетания административных и гражданско-правовых механизмов их защиты.Практическими результатами этой работы явились Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2004 N 12

«О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

, Роспотребнадзора от 28.12.2004 N 44 «Об утверждении плана действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 г.

— 2005 г.

«, Роспотребнадзора от 28.12.2004 N 0100/3671-04-27 «

О методических рекомендациях по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства», письмо Роспотребнадзора от 06.06.2005 N 0100/4265-05-32 «О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги», Роспотребнадзора от 01.08.2005 N 0100/5932-05-32 «О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья». Тем не менее, несмотря на предпринимаемые шаги, Роспотребнадзор по-прежнему отмечает значительное число обращений граждан по поводу нарушения их прав при исполнении соответствующими контрагентами взятых на себя договорных обязательств в сфере правоотношений, связанных со строительством (приобретением в собственность) различных объектов недвижимости и предоставлением жилищно-коммунальных услуг. При этом имеют место неоднократные факты недовольства гражданами теми мерами, которые предпринимаются территориальными управлениями по защите их законных интересов.Основу этих претензий потребителей, как правило, составляют:- вопросы нарушения определенных договором сроков строительства жилья;- несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями — исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.Поскольку данные вопросы напрямую сопрягаются с теми проблемами жилищного сектора (низкое качество жилищных и коммунальных услуг, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, низкие темпы обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования и др.), на решение которых в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г.

N 38-р, направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», основу которого составляет Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865), имеющая целью комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, возникает объективная необходимость усиления со стороны Федеральной службы соответствующего внимания ко всему спектру жилищно-коммунальных вопросов, относящихся в компетенции Роспотребнадзора. В этой связи соответствующую деятельность территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе связанную с выработкой и практическим применением комплекса превентивных мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан, ущемление их законных интересов, а также снижение качества потребительских свойств услуг ЖКХ, следует рассматривать как важнейший элемент государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации.Как известно, до последнего времени жилищные отношения с участием граждан-потребителей регулировались Жилищным РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР еще в 1983 г., и достаточно большим количеством законодательных (нормативных) актов, принятых в разное время на местном, региональном и федеральном уровнях (от ведомственных инструкций до федеральных законов — СССР, РСФСР, Российской Федерации).Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняло проведение государством последовательной жилищной политики, имело своим результатом неопределенность в осуществлении гражданами тех или иных жилищных прав и в конечном итоге приводило к неоднозначной правоприменительной практике, зачастую не обеспечивающей должной и эффективной их защиты.Вот почему разработка и принятие нового Жилищного Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, были обусловлены вполне очевидными объективными причинами, а сам факт появления такого кодифицированного законодательного акта, призванного упорядочить соответствующие правоотношения в жилищной сфере, отмечается Федеральной службой как еще один безусловный шаг вперед на пути построения правового государства.Однако отмечая в целом значительное число концептуальных новаций Жилищного Российской Федерации (далее — ЖК РФ) Роспотребнадзор доводит до сведения свою позицию относительно содержания целого ряда предусмотренных им правовых норм, практическое применение которых, по мнению Федеральной службы, может приводить к снижению достигнутого ранее уровня государственной защиты прав граждан — потребителей жилищно-коммунальных услуг, явному смещению не в их пользу декларируемого баланса прав и обязанностей субъектов отношений, регулируемых вновь принятым РФ, а в отдельных случаях — к росту социальной напряженности в обществе. Так, согласно положениям п. 1 ч.

4 и ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин (данное понятие само по себе требует особых разъяснений) не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. При этом, если по смыслу ЖК РФ (при буквальном толковании слов и выражений, содержащихся в ней) необходимым условием для подобного выселения должно служить одновременное невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то согласно п.

1 ч. 4 ЖК РФ достаточным условием для расторжения (в судебном порядке) договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя может быть соответствующее невнесение платы только за коммунальные услуги, что может порождать двоякое толкование и неоднозначное правоприменение рассматриваемых норм Кроме того, по мнению Роспотребнадзора, указанные положения никак не корреспондируются с принципами конституционных гарантий прав граждан на жилище, закрепленными в ч. 3 ЖК РФ, и необоснованно завышают степень тяжести соответствующей гражданско-правовой ответственности потребителей по сравнению с нормами, действовавшими до 1 марта 2005 года, поскольку ранее Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» допускала возможность выселения соответствующих граждан только в случае неосуществления ими в течение шести месяцев оплаты жилья, которая включала в себя лишь внесение платы за содержание жилья, его ремонт и плату за наем жилого помещения, что в любом случае исключало возможность применения такой меры ответственности, как выселение в судебном порядке за несвоевременную оплату коммунальных услуг.В этой связи еще более спорной представляется по своему гражданско-правовому смыслу ЖК РФ, допускающая выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения вообще без предоставления другого жилья. Другой негативной новацией нового РФ с точки зрения интересов потребителей следует считать ч.

14 До последнего времени одним из самых распространенных нарушений прав потребителей в сфере ЖКХ являлось принудительное взыскание с граждан пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг, в основе которого, как правило, лежали соответствующие положения Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, предусматривающие несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги начисление пени в размере одного процента с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки.Между тем неустойка (пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств (см. Роспотребнадзора от 28.12.2004 N 0100/3671-04-27

«О методических рекомендациях по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

) согласно Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) может быть предусмотрена только федеральным законом или договором. Поскольку закон, содержащий соответствующую императивную норму в части определения предельного размера пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг, вступил в силу лишь с 8 мая 2003 года (Федеральный от 6 мая 2003 г.

N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»), вопрос правомерности ее взыскания находился (вплоть до 01.03.2005) в прямой зависимости от того, содержалось ли условие о ее взимании в договоре найма (социального найма) или обслуживания (технического обслуживания) жилого помещения, заключенном между потребителем и соответствующим исполнителем жилищно-коммунальных услуг, или в договоре энергоснабжения.Отсутствие такого договора, свидетельствовавшее о несоблюдении письменной формы соглашения о неустойке, позволяло сделать вывод о навязывании потребителям условий, ущемляющих их права по сравнению с правилами, установленными ГК РФ, что в конечном итоге являлось нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392, в соответствии с которым

«пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и заключенными договорами»

.В этой связи положения ч. 14 ЖК РФ, предусматривающие безусловную обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплатить кредитору вышеназванные пени, по мнению Роспотребнадзора, следует признать нормой, которая не только не учитывает социально-экономическое положение значительной доли потребителей жилищно-коммунальных услуг (чей статус ввиду значительного повышения оплаты данных услуг в 2005 году еще более усугубился), но и никак не приведет к реальному повышению их качества, поскольку вопрос своевременной оплаты потребителями услуг ЖКХ, как правило, не находится в причинно-следственной связи с показателями их потребительских свойств).В целом же, поскольку вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг вплоть до настоящего времени вызывают целый ряд разночтений, одним из самых важных с точки зрения законодательного регулирования следует считать ЖК РФ «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги».В этой связи Роспотребнадзор считает необходимым отметить, что, по мнению Федеральной службы, при сопоставлении соответствующих положений указанного раздела (в частности, ч.

2 с нормами, содержащимися в «Энергоснабжение» Главы 30 ГК РФ (в частности, в последние должны носить диспозитивный характер, что, однако, не исключает (по формальным признакам) их различное толкование в процессе правоприменения.Помимо этого, принимая во внимание довольно распространенный вид нарушения, выражающийся во включении в договор с гражданами-дольщиками соответствующего условия, связанного с возложением на них неправомерного бремени ответственности за оплату жилищно-коммунальных услуг, обращаем внимание на положения п. 5 ч. 2 ЖК РФ, согласно которой обязанность по внесению оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения наступает лишь с момента возникновения права собственности на жилое помещение.С учетом того, что в вопросах защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг большое значение имеет правильное определение субъекта соответствующей ответственности, особое внимание необходимо обратить на положения ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ).

В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора следует своевременно обеспечивать действенное взаимодействие с органами местного самоуправления в целях предупреждения возможных нарушений прав потребителей по причине отбора в качестве управляющих организаций недобросовестных и некомпетентных участников рынка. При этом в соответствующей части необходимое взаимодействие должно обеспечиваться также с органами прокуратуры, территориальными управлениями ФАС России, органами жилищной инспекции.Принимая во внимание всю многоплановость такой работы, обращаем внимание на то, что она должна базироваться на необходимости соответствующего использования всего массива нормативных правовых актов, так или иначе имеющих отношение к проблемам защиты прав потребителей в рассматриваемой сфере.

К числу таких актов, помимо уже не раз упоминаемых Роспотребнадзором ранее, в настоящее время относятся:Федеральный от 30.12.2004 N 210-ФЗ

«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

;Федеральный от 26.12.2005 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»; Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения»; Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»; Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;Приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год» (Регистрационный N 7336 от 30.12.2005).С учетом вышеизложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает территориальным управлениям Роспотребнадзора разработать и утвердить на 2006 год программы проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий, предусматривающие комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.При этом следует продолжить наработку практики применения в указанной области соответствующих норм Российской Федерации об административных правонарушениях и реализации полномочий, закрепленных в Закона РФ «О защите прав потребителей», делая акцент на полномасштабное применение мер гражданско-правовой защиты потребителей (неопределенного круга потребителей) в судебных инстанциях (в пределах компетенции, закрепленной соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации).Должна быть повышена эффективность взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора с региональными общественными организациями (объединениями) потребителей, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в основе которого должны лежать соответствующие положения и Закона РФ «О защите прав потребителей», определяющие их полномочия.При этом оптимальным результатом такого взаимодействия следует считать достижение консенсуса по всем вопросам, связанным с обеспечением защиты прав потребителей в регионе.В то же время в случае выявления нормативных актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного самоуправления, противоречащих законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства следует совместно с общественными организациями потребителей оперативно рассматривать вопрос об их оспаривании в судебном порядке.

+ +