Пояснение по уведомлению об уточнении налоговой декларации что делать


Расшифровка ошибок


Существует несколько классов ошибок: 000 Это обобщенные ошибки. 010 Это вид налоговой декларации не соответствует установленным порядкам. 020 Это ошибки в названии файла.

030 Это ошибки, которые можно выявить с помощью форматного контроля. 040 Это ошибки, которые можно выявить с помощью логического контроля. 050 Это ошибки, которые можно выявить с помощью проверки по справочникам.

В случае если налоговая декларация не содержит ошибок или противоречий, то на экране высветится следующий код «0000000000». оформляется с учетом требования действующего законодательства.

Каким образом проводится налогообложение земельных участков мобилизационного назначения — расскажем .

Образец ведомости на выдачу подарков сотрудникам можно посмотреть

Пояснения в ходе камеральной проверки

Обязанность дать налоговикам разъяснения по ошибкам и противоречиям, обнаруженным во время камеральной проверки, предусмотрена п. 3 ст. 88 НК РФ. При этом субъекту предоставляется 5 рабочих дней на предоставление ответа.

Помимо основных общих моментов следует учитывать и то, что если организация обязана направлять декларацию по НДС в электронной форме, то и разъяснения должны быть также направлены в электронной форме.

Составление запросов в ИФНС

По статистике подмосковных налоговиков, больше всего ошибок налогоплательщики допускают при запросе через ТКС выписок об операциях по расчетам с бюджетом и справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Самая «популярная» ошибка — неверный КПП.

Больше всего ошибок в указании КПП допускают те организации, которые состоят на налоговом учете по различным основаниям (по месту нахождения обособленных подразделений, земельных участков, недвижимого имущества, ЕНВД).

Особенно часто путают КПП организации с обособленными подразделениями — вместо кода обособленного подразделения указывается КПП головной организации. В результате таких ошибок формируется отказ в предоставлении услуги с формулировкой

«Не найден плательщик по ИНН/КПП, представленным в файле»

.

Кроме того, как отмечают авторы комментируемого письма, к ошибкам приводит простая невнимательность налогоплательщиков и незнание порядка формирования различных запросов в ИФНС (соответствующие методические рекомендации утверждены приказом ФНС России от 13.06.13 № ММВ-7-6/).

Например, в запросе на предоставление акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам можно указать дополнительные реквизиты (КБК, ОКТМО, наименование налога).

Но этого нельзя делать при составлении запроса на предоставление справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Такая ошибка приводит к массовым отказам с формулировкой «По указанным в запросе КБК, ОКАТО, ОКТМО у налогоплательщика отсутствуют налоговые обязательства на заданную дату».

Чтобы избежать таких ошибок налоговики рекомендуют пользоваться следующими простыми «алгоритмами»:

  • Чтобы не ошибиться в КПП, проще направить запрос в целом по организации, включая филиалы, подразделения, объекты, стоящие на учете в разных налоговых инспекциях. В таком запросе КПП налогоплательщика не заполняется. При этом поле «Код инспекции ФНС России, в которой формируется ответ» заполняется нулями, а в поле «Код ИФНС, в которую подается запрос», следует указать код налоговой инспекции по месту учета головной организации.
  • Лучше всего формировать запрос по всем налоговым обязательствам, без указания КБК. В этом случае ответ будет сформирован по всем открытым в инспекции налоговым обязательствам. А ошибка в КБК приводит к отказу в предоставлении информации.

Бесплатно получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Как узнать результат подачи

После отправки пояснений к декларации по НДС налоговая обычно присылает уведомление об их получении.

В случае, если документ не принят, приходит официальный отказ, но такое происходит, только если таблицы отправлены не в том формате, в котором были присланы. Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в и группы во , и .
Присоединяйтесь! Даже есть.

Перенос вычетов

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).

Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О). В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018 о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2020 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.

Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб.

со II квартала 2020 года на III квартал 2020 года. Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2020 года. Компания, пользуясь правом, предоставленным п.

1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2020 года.

При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить: – вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса); – «командировочные» вычеты; – вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента; – вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма , Минфина России , , , ).

Как подготовить пояснения к декларации по НДС?

Если для конкретного вида пояснений формат их предоставления не определен, они составляются в произвольной форме.

Такие пояснения должны содержать ответы на те вопросы, которые были заданы налоговой инспекцией в своем требовании.

Вместе с пояснениями налогоплательщик может сдать выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые бы подтверждали правильность сведений, указанных в НДС-декларации (). Хотя в отдельных случаях предоставление с пояснениями документов – обязанность налогоплательщика. Например, инспекция в некоторых случаях может запросить у вас счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на вычет ().

Приведем для пояснений к уточненной декларации по НДС образец заполнения. Скачать форму пояснений к уточненной декларации по НДС можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  1. Я не подписчик, но хочу им стать
  2. Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика
  3. Я подписчик: электронного журнала печатного журнала

В отдельных консультациях мы приводили также пример пояснений в налоговую в связи с , о , а также о .

Получено уведомление об уточнении персонифицированных данных в РСВ: каков порядок действий, если данные в отчете указаны верные?

Цитата (И-К):»Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах плательщика страховых взносов и налогового органа. Перечень прилагается.*»В перечне указаны Ф.И.О.

сотрудников по которым имеются расхождения?Или список пустой?Если Ф.И.О. в списке для уточнений есть и расхождений не найдено, то есть в отчёте все верно, я писала в налоговую письмо в произвольной форме, что уточнение я предоставить не могу, поскольку данные которые отражены в отчёте верны.По крайней мере наша налоговая рекомендовала именно так поступить в данной ситуации. Доброго утра всем!Сведения о страховом стаже и страховых взносах отражаются на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) для учета пенсионных прав будущего пенсионера.

Все данные доступны ЗЛ в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР (см.

https://es.pfrf.ru/#services-f ).Сведения о факте работы ЗЛ ежемесячно отражаются в форме СЗВ-М и более расширенный вариант в ежегодной форме СЗВ-стаж.

Страховые взносы учитывает ФНС в ежеквартальном расчете. При этом эти три документа должны между собой корреспондироваться по персональным данным ЗЛ.

Но приоритет закон №27-ФЗ отдает сведениям, предоставляемым в ПФР, а при выявлении расхождений с данными ФНС расчет возвращается, даже если изначально ФНС выдала положительный протокол.

Основание для этого положения ст.11.1 Федерального закона

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

от 01.04.1996 N 27-ФЗ Статья 11.1. Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)1.

Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.2.

В случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.3.

В случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.3.

Сведения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.На последнее от И-К замечание о том, что данные верны, скорее всего ФНС направит тогда копию этого письма в ПФР и уже ПФР будет вызывать плательщика и выяснять, почему в таком случае не стыкуются данные отчетов в ПФР и в ФНС.

Может данные на ЗЛ в ФНС обновили актуальные, а в ПФР нет, но они должны быть наиболее правильными.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  1. Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  1. Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  1. Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п.

3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п.

3 ст. 76 НК РФ).

Сопроводительное письмо в налоговую для уточненной декларации

Сопроводительное письмо к уточненной декларации не является обязательным элементом при отправлении уточненки. Однако никто не запрещает организации/ИП приложить к уточненной декларации подобное письмо. В таком письме налогоплательщик может указать причины подачи уточенной декларации.

К примеру, если вы сдали декларацию по НДС, а затем обнаружили, что учли в ней вычеты при отсутствии счетов-фактур и из-за этого в итоге «поплыла» сумма налога к уплате.

Истребование налоговыми органами пояснений

05.06.2018 Истребование налоговыми органами у налогоплательщика пояснений – это одна из форм налогового контроля.

Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать у налогоплательщика информацию и документы?

— Налоговый Кодекс РФ предусматривает несколько форм истребования сведений. Требование о представлении письменных пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, требование о представлении документов (информации), уведомление о вызове в налоговый орган для дачи устных пояснений, информационные письма… Это разные документы, которые имеют самостоятельное основание для направления и отличаются, в том числе, последствиями неисполнения со стороны налогоплательщика. — Как реагировать налогоплательщику при получении требования от налогового органа?

— Первое, на что нужно обратить внимание – это наименование полученного документа.

Например, нужно отличать истребование пояснений и вызов в налоговый орган для дачи пояснений.

В первом случае налоговый орган ожидает представления письменных пояснений или пояснений в электронной форме. Во втором — непосредственной явки должностных лиц налогоплательщика.

— Когда налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений? — Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.

Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах.

Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Скажем, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.

Вывод о том, что уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не противоречит Налоговому Кодексу РФ, был сделан еще Высшим арбитражным судом (определение от 25.01.2013 № ВАС-18148/12). — Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений?

— Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений? — Нет, следует явиться для дачи пояснений.

Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в Приложении № 2 к приказу ФНС от 08.05.2015 № В уведомлении должны содержаться вопросы, пояснения по которым интересуют налоговую инспекцию.

Но на практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений. Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены.

— Насколько соответствует Налоговому Кодексу РФ подобная форма истребования сведений? — При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Однако в тех случаях, когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего, о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в статье 88 Налоговом Кодексе РФ.

Иными словами, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не могут выступать способом обойти установленные иными статьями Налогового Кодекса РФ ограничения на порядок и основания истребования пояснений. Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов.

К таким может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. — Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки? — Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговый орган в рамках камеральной проверки обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  1. противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах,
  2. ошибки в налоговой декларации,
  3. несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этим ситуациям относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС от 08.05.2015 № В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

— Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были? — Истребование пояснений – по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно определению Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений. Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Более того, при отсутствии ошибок в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений.

Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08). Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то у него отсутствует возможность истребования документов по основаниям, указанным в статье 88 НК РФ в пункте 8.1 (выявление противоречий, несоответствия сведений) и пункте 8.3 (представление уточненной налоговой декларации к уменьшению). — Правомерно ли требование налогового органа представить пояснения, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?

— Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, содержание ошибок, противоречий, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, подобное требование лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Вместе с тем, в судебной практике уже есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС, признано правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018).

В этой связи в похожих ситуациях (например, истребовании пояснений в связи с превышением суммы НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде, уменьшением прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом) целесообразно не отказывать в исполнении требования со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Лучше дать любое пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы. — Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

— Данный вопрос является неоднозначным. Налогоплательщиком может быть подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику.

Существует судебная практика, согласно которой основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности в этих условиях отсутствуют.

ФНС России трактовало положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по факту обнаружения ошибок в представленных документах, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

—Значит, избежать ответственности нельзя? — Нужно учитывает фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений.

Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала. В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки.

В подобных случаях рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ). Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства. Направление такого требования не должно служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ.

На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.Более того, в настоящее время ФНС России занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке статьи 100 или статьи 101.4 НК РФ. Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) до составления акта, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.

— Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения?

— Налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  1. изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.
  2. размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного суда от 10.05.2016 № 301-КГ16-4166).Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

— Что относится к налоговым льготам? — Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка – это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

На практике большинство требований касались пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ, которое, строго говоря, льготой не являлось, поскольку касалось всех налогоплательщиков. — Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений? — Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции. — Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?

— Налоговый Кодекс РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов. Причем совершение типовых операций, оформляемых по стандартной документации, не препятствует ее истребованию в рамках каждой проверки. ФНС России решило «стимулировать» налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях.

В письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281 указывается на необходимость истребования пояснений о льготах. При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и применяемыми формами типовых договоров. Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор) и приложить формы типовых договоров.

Конечно, для налоговых органов – это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы. Кроме того, в качестве «бонуса» налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема).

— Ограничено ли количество и срок направления требований о представлении пояснений? — Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения.

Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию.

Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС. При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 — Как налогоплательщик представляет пояснения? — До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким – то определенным способом не было.

С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность.

Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который их запрашивает. Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

Такие лица в рамках пункта 3 статьи 88 НК РФ представляют пояснения по декларации по НДС:

  1. только по ТКС через оператора электронного документооборота,
  2. по формату, утвержденному приказом ФНС от 16 декабря 2016 г.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными. — В течение какого срока представляются пояснения?

— Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

Течение установленного Налоговым Кодексом РФ срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 НК РФ).В отношении начала течения срока следует принимать во внимание, что при направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Это правило применяется, если требование не было фактически получено в пределах указанных шести дней. Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС от 21.09.2017 № направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой получения документа налогоплательщиком (или его представителем) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 № следует забывать об обязанности налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по ТКС квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). — Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок.

Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока? — Налоговый Кодекс РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока.

Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы. — Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы? — Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.

Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. — Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями? — Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

— А если налогоплательщиком никаких ошибок не выявлено? — Об этом следует сообщить налоговому органу. — Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

—Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ). Если налоговый орган не получил пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

— Какая ответственность за непредставление пояснений?

— За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ).

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

— Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

— Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, этот документ представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяется статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом, ни статьей 23 НК РФ, ни какой — либо иной статьей НК РФ представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления – это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ

«Представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок»

определяет в качестве права налогоплательщика.

В отличие от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность».

При буквальном толковании, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена. Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3, статьи 106 НК РФ может быть признано судом неправомерным.

— Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

— НК РФ не установлена ответственность:

  1. за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган,
  2. за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ),
  3. за несоблюдение установленного ФНС формата представления пояснений.

ФНС России заняло выгодную для налогоплательщиков позицию, согласно которой пояснения, представленные в электронном виде (при подтверждении факта отправки), считаются представленными, даже если они направлены не по формату, установленному ФНС (решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@ по жалобе налогоплательщика). Поделитесь с друзьями:

Найдена ошибка

Не исключено, что в ходе проверки найдется ошибка.

Причем если таковая уменьшила НДС к уплате, необходимо сдать уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.Обратите внимание: согласно направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений по выявленным в налоговой декларации ошибкам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. В этой связи в случае представления уточненной налоговой декларации после направления в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений, при условии что до подачи «уточненки» он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, он не привлекается к ответственности за данное правонарушение (см.

также ). Если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, в инспекцию представляют пояснения с указанием корректных данных.

Вместе с тем ФНС рекомендует и в такой ситуации подать «уточненку». Лишь рекомендует (не обязывает), поскольку в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (Письмо ФНС России от 23.10.2017 № Заметим, в соответствии с абз.

4 п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Коротко об уточненной декларации

Такой документ должен быть отправлен в ФСС по месту жительства ИП или по месту регистрации ООО. Также важно, что она должна быть по форме, которая действует в тот период, когда она подается.

Об этом сказано в п. 5 ст. 81 НК РФ. Бывает, что ошибки в декларации приводят к завышению налога, тогда подача уточненки будет правом налогоплательщика, а не обязанностью.

В этом случае налог можно вернуть или зачесть в счет уплаты на будущее.

+ +