Последствия выездной проверки трудовой инспекции


Последствия выездной проверки трудовой инспекции

Документарные проверки


Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции.

Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов.

Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

Проверки трудовой инспекции

Вы здесь Опубликовано 2014-09-29 18:56 пользователем Valeratal В некоторых случаях о предстоящем визите проверяющих можно узнать заранее. Для инициирования проверки трудовой инспекции, как, впрочем, и любой другой проверки, непременно нужны причины для ее проведения.

У государственной инспекции труда (Роструда) есть несколько причин для визита в ту или иную организацию. Первая – это включение организации в план проверок на текущий год. Найти этот план можно на сайте регионального отделения инспекции Роструда rostrud.ru или на сайте прокуратуры genproc.gov.ru (планы публикуются по подразделениям в субъектах РФ).

Обратите внимание, что нередко на плановые проверки инспекторы приходят не одни, а совместно с другими проверяющими органами. Например, в сфере торговли и строительства широко распространено применение иностранной рабочей силы, поэтому обычно проверки инспекторами Роструда и ФМС проводятся совместно. Одно радует – что частота плановых проверок не может быть больше, чем один раз в 3 года.

Кроме того, также заблаговременно можно знать о предстоящей проверке и подготовиться к ней в случае выдачи проверяющими по результатам проверки предписания об устранении выявленных недостатков. По истечении установленного в предписании срока непременно явится проверяющий, чтобы убедиться в точном и своевременном устранении обнаруженных ранее нарушений.

Примечательно, что об этой «повторной» проверке, согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ, инспектор вправе не уведомлять работодателя.

Следует учесть, что уже само предписание в некотором роде свидетельствует о предстоящем визите. Вторая причина – обращение граждан за защитой своих законных прав, нарушенных работодателем или его должностными лицами. В этом случае проверка будет внеплановой и даже может ограничиться документарной формой в соответствии со ст.

11 Федерального закона № 294-ФЗ. В отличие от выездной такая проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа, а не там, где фактически осуществляется деятельность проверяемого юридического лица.

Такая проверка по сути сводится к необходимости представления пояснений по выявленным трудовой инспекцией несоответствиям или противоречиям в документах, на что дается не более 10 рабочих дней. Но чаще работодатели узнают о подобных обращениях своих работников или их родственников лишь от самих проверяющих, которые к тому же не обязаны ставить в известность о конкретном лице, обратившемся к ним с жалобой, в силу ст.

358 Трудового кодекса РФ. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2010 г. было рассмотрено боле 220 тыс. жалоб, из которых необоснованными были признаны не более трети.

Это означает, что каждая третья проверка по этому основанию в 2010 г. проводилась по надуманному поводу, а в действительности никаких нарушений работодателем допущено не было. Третья причина – несчастный случай на производстве, об этом визите работодатель всегда заранее знает, поскольку, в соответствии со ст.

Третья причина – несчастный случай на производстве, об этом визите работодатель всегда заранее знает, поскольку, в соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ, работодатель сам обязан сообщать о таких случаях в территориальное отделение Роструда. Однако в 2010 г. в дополнение к сообщенным 47 722 несчастным случаям на производстве инспекторами Роструда было обнаружено еще более полутора тысяч фактов сокрытых несчастных случаев, при этом каждый пятый из них был со смертельным исходом.

Такие случаи прямо относятся к вопросам охраны и безопасности труда, которые по ст.

212 Трудового кодекса целиком отнесены к обязанностям работодателя, поэтому любое подобное происшествие вызывает у инспекторов Роструда сомнения в исполнении работодателем всех своих обязанностей. В отношении самих несчастных случаев хотелось бы отметить, что действующее законодательство (в частности Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

) позволяет компенсировать практически все расходы как по лечению и реабилитации пострадавших, так и по профилактическим мероприятиям для предотвращения самих травм и заболеваний. За сокрытие таких случаев от органов социального страхования ст.

15.34 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц и предпринимателей в сумме от 500 до 1000 руб. либо на организацию в сумме от 5000 до 10 000 руб.

Но трудовые инспекции такие штрафы налагать не вправе, поскольку исполнение обязательств по социальному страхованию не входит в их компетенцию. В любом случае на основании п.

12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ проверяющие обязаны направить копию распоряжения о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала. О проведении внеплановой выездной проверки уведомление производится не менее чем за 24 ч до ее начала в соответствии с п.

16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Однако если проверка связана с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то срок ее проведения может быть продлен, но не более чем еще на 20 дней.

В компетенцию трудовой инспекции входят проверки организаций и предпринимателей сразу по двум направлениям – по трудовым отношениям и по охране труда. Основными вопросами при проверке будут соблюдение правил приема на работу и увольнения, вопросы оплаты труда, соблюдение режима труда и отдыха, выполнение требований по организации безопасности и охране труда.

Особое внимание при проверке инспекторы уделяют локальным внутренним документам организации, таким как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о защите персональных данных, о коммерческой тайне и т.д.

Необходимо, чтобы все они в совокупности и каждый в отдельности соответствовали закону и не противоречили друг другу.

При этом возможно, что для работников будут установлены условия, улучшающие их положение по сравнению с минимальными требованиями, установленными в законе. Например, в коллективном договоре может быть установлен отпуск продолжительностью 30 календарных дней вместо 28, регламентированных ст. 115 Трудового кодекса РФ. Однако если сотрудники компании работают по несколько лет без отпусков,какой бы продолжительности они ни были, это будет нарушением трудовых прав работников.
115 Трудового кодекса РФ. Однако если сотрудники компании работают по несколько лет без отпусков,какой бы продолжительности они ни были, это будет нарушением трудовых прав работников.

График отпусков необходимо соблюдать и при этом своевременно знакомить с ним всех сотрудников, вовремя отправлять их в отпуск (не более 2 лет между двумя отпусками и не менее 14 дней, если отпуск отгуливается частями). При приеме на работу требовательные к качеству исполняемой функции работодатели нередко устанавливают для вновь принятых сотрудников испытательный срок.

При этом не всегда учитывают требования ст.

70 Трудового кодекса, ограничивающей максимальную продолжительность испытательного срока 3 месяцами. Только для руководящих должностей этот срок может быть увеличен до полугода.

При этом ряд лиц не может быть подвергнут подобному испытанию – например, впервые поступающие по окончании вуза молодые специалисты или беременные женщины. Для работодателя это означает, что таких лиц необходимо либо сразу принимать на постоянную работу, либо отказывать в приеме, что по известным причинам лучше делать под благовидным предлогом.

В течение испытательного срока порой выясняется, что работник со своими обязанностями не справляется и испытания не выдерживает. Порой для этого достаточно нескольких дней, и часто работодатели решают «не портить трудовую книжку» и не вносят записи о приеме на работу с испытательным сроком и последующем увольнении.

На деле же это только вредит всем последующим потенциальным работодателям, да и сам такой работник вместо повышения своей ответственности или квалификации продолжает просто переходить с места на место, что не делает его жизнь лучше. В ст. 70 Трудового кодекса РФ законодатель закрепил обязанность работодателя оговаривать в тексте трудового договора условие об испытании с обязательным указанием срока испытания.

Именно трудовой договор является основанием для издания приказа о приеме на работу, а не наоборот.

Если работник был фактически допущен к работе без оформления трудового договора, то при последующем оформлении трудового договора в письменной форме в него придется включить условие об испытании.

А сделать это можно лишь в случае, когда до начала работы стороны пришли к соглашению о назначении работнику испытания при приеме, и это соглашение было оформлено письменно. Записи в трудовую книжку вносятся согласно Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России № 69 от 10.10.2003, на основании приказа о приеме на работу либо приказа об увольнении.

О расторжении с работником трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания работодатель обязан письменно уведомить его минимум за 3 дня. При этом изложенные в уведомлении причины расторжения трудового договора должны быть аргументированы соответствующими фактами и доказательствами, подтверждающими невыполнение или ненадлежащее выполнение данным работником порученной работы.
При этом изложенные в уведомлении причины расторжения трудового договора должны быть аргументированы соответствующими фактами и доказательствами, подтверждающими невыполнение или ненадлежащее выполнение данным работником порученной работы.

К моменту увольнения должны быть внесены все необходимые записи в трудовой книжке, а также выполнен расчет заработной платы за отработанные дни, выдача заработной платы должна производиться не позднее дня увольнения вместе с выдачей трудовой книжки. О расторжении трудового договора в нем самом (в экземпляре работодателя) делается соответствующая запись.

В последнее время многие организации столкнулись с необходимостью проведения сокращения штата сотрудников, что не останется без внимания проверяющих.

Процедура довольно сложная, к тому же ее описание в Трудовом кодексе распределено по разным статьям, и собрать все вместе в состоянии лишь грамотный специалист.

Поэтому учесть все нюансы такого увольнения работников и провести его безошибочно редко кому удается.

Тем не менее можно самостоятельно «по горячим следам» проверить все документы и выполненные действия на предмет их соответствия требованиям законодательства и устранить допущенные нарушения. Самым серьезным нарушением в этой ситуации признается несоблюдение срока предупреждения о предстоящем увольнении.

По ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении работодатель предупреждает работника под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Если же это касается сезонных работников, то они уведомляются не менее чем за 7 календарных дней по ст. 296 Трудового кодекса РФ, а для временных работников (заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев) срок уведомления сокращается до 3 календарных дней в соответствии со ст.

296 Трудового кодекса РФ, а для временных работников (заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев) срок уведомления сокращается до 3 календарных дней в соответствии со ст.

292 Трудового кодекса РФ. Последствия проверок инспекциями Роструда могут оказаться неприятными для руководства в разной степени.

За нарушения законодательства о труде предусмотрено несколько видов ответственности.

Самым легким (после «идеального» исхода, когда не было обнаружено никаких нарушений) можно назвать вынесение предписания об устранении нарушений трудового законодательства и решение о привлечении к административной ответственности.

Предписание обычно предусматривает ряд действий, которые следует выполнить к указанному сроку – например, внести в трудовые договоры нормы об отпусках работников, утвердить должностные инструкции, выплатить задержанную заработную плату работникам и т.п.

Если предписание в срок не исполнено, то при последующей проверке ответственным должностным лицам придется уплатить штраф по ст.

19.5 КоАП РФ в размере от 1000 до 2000 рублей. Кроме того, может быть применено более суровое наказание – дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.

Суть этого наказания заключается не только в отстранении от должности либо лишении статуса индивидуального предпринимателя. В течение установленного срока запрещается занимать любые другие руководящие должности в организациях и входить в советы директоров или наблюдательные советы. Такое решение принимается исключительно в судебном порядке, после чего данные о дисквалифицированных должностных лицах поступают в специальные отделы МВД, занимающиеся ведением реестра дисквалифицированных лиц.

Информацию о конкретном претенденте на должность руководителя перед заключением трудового договора с сотрудником может запросить любой работодатель, если, конечно, не пожалеет 100 рублей. В случае обнаружения любых нарушений трудового законодательства может последовать привлечение к административной ответственности, что обычно выражается в уплате штрафов, установленных ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 рублей, а организация – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот. Если же директор повторно будет уличен в несоблюдении законодательства об оплате труда, его подвергают дисквалификации на срок от года до 3 лет. Но не так страшны штрафы, как право инспектора приостановить деятельность предпринимателя или организации на срок 90 суток.

Обратите внимание: если штрафы выписать вправе инспектор, то решение о дисквалификации или приостановке может быть принято только судом.

Для такого сурового решения необходимы действительно серьезные нарушения, чтобы наказание было соразмерно проступку. В чем выражается административное приостановление деятельности: временно прекращается деятельность организаций, предпринимателей, их структурных подразделений, эксплуатация зданий, помещений и агрегатов.

При этом не ограничивается деятельность, направленная на устранение выявленных проверкой Роструда недостатков, не блокируются расчетный счет, продолжается производство продукции и услуг, если такое производство или его результаты не причиняют вреда работникам и потребителям либо объектам природной среды.

Тяжкие последствия при нарушении норм трудового законодательства или длительная невыплата зарплаты могут привести и к более суровой – уголовной ответственности. По ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ для этого только и нужно, чтобы зарплата не выплачивалась дольше 2 месяцев либо повлекла тяжкие последствия.

Здесь санкции значительно строже: при длительной невыплате – штраф до 120 тыс. рублей, а то и лишение свободы на срок до 2 лет.

Расследование административного правонарушения по сокрытию страхового случая страхователем на практике часто сопровождается выявлением нарушений правил охраны труда, что в тяжелых случаях влечет уголовную ответственность по ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил.
143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил. Из судебной практики по таким делам видно, что большинство из них разрешаются без уголовных санкций – дела закрываются по примирению сторон.

Но сам факт нахождения под следствием налагает на предпринимателя определенные неудобства: ограничиваются возможности на получение кредита или исключаются любые дальние поездки. В случае же причинения тяжких последствий (обычно под этим понимается смерть человека) санкции ужесточаются: штраф увеличивается до 500 000 рублей, а срок тюремного заключения может оказаться от 3 до 7 лет.

По таким делам из-за их тяжести примирение уже невозможно. В исключительных случаях удается получить не реальный срок с отбыванием в удаленной колонии, а условный. Разница условно осужденного гражданина и свободного будет ощутима из-за неснятой до истечения условного срока судимости, которая учитывается при регистрации кредитных организаций или при выдаче лицензий на осуществление банковских операций, при поступлении на государственную службу и в некоторых других случаях.

В завершение хотелось бы отметить, что кроме функции контроля Роструд обязан выполнять и не менее важную функцию информирования и консультирования по вопросам соблюдения трудового законодательства. Согласно п. 5 Административного регламента Роструда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 702н, эта функция исполняется не только в отношении физических лиц, но и в отношении всех работодателей – как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Поэтому по всем возникающим вопросам рекомендуется обращаться с запросами в территориальные органы трудовой инспекции. Это поможет как минимум в двух аспектах: во-первых, у организации будет время для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки, если из консультации будет ясно, что те или иные действия не соответствуют законодательству. Во-вторых, к моменту проверки на руках у ответственных лиц уже будут разъяснения по проблемным вопросам, которыми они и руководствовались в своих действиях, – это, как правило, исключает наложение административной ответственности.

И, кроме того, все подобные консультации можно получить бесплатно, что иногда тоже имеет значение. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Срок проведения


Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года.

Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  1. На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  2. Остальные организации проверяются в течение 20 дней.
  3. Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  4. Компания с филиалами проверяется 60 дней;

Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.

Судебная практика

Постановление девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2010 г.

по делу № А08-4495/2010-17. Общество с ограниченной ответственностью «Анна-Транс» (далее — общество) обратилось в Свердловский районный суд города Белгорода с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции труда в Белгородской области № 4-486-20-ППР/17/1 от 25.06.2010 г.

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 40000 руб.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Полагая, что указанное решение принято судом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Общество полагает необоснованным вывод суда о нарушении норм трудового законодательства, а именно наличие задолженности по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 Буренковым Л.

В. в сумме 10516,71 руб., поскольку был представлен расходный кассовый ордер, по которому Буренкову Л. В. были выданы денежные средства в сумме 10000 руб., о чем имеется подпись последнего. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

24.05.2010 г. прокуратура г. Белгорода, рассмотрев материалы проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Анна-Транс», установила, что в нарушение норм трудового законодательства общество имеет задолженность по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 г. Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб.

за январь, март 2010 г., также установлено, что обществом с момента регистрации и до принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Выявленные нарушения отражены в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г. В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в Государственную инспекцию труда в Белгородской области.

Установив в действиях ООО «Анна-Транс» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, главным государственным инспектором труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области 25.06.2010 вынесено постановление № 4-486-20-ППР/17/1 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Анна-Транс» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из подтвержденности материалами дела факта совершения ООО «Анна-Транс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, вины в его совершении, отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления. Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее Согласно ст.

129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охранен труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструктаж по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.

372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержания требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации.

Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. <.> Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Рекомендуем прочесть:  Как сразу муж может пойти в декрет

У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), а именно: у ООО «Анна-Транс» имелась возможность выполнять требования трудового законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения требований и норм трудового законодательства обществом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено в нарушение ст. 65АПК РФ. Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, прокуратура города Белгорода и главный государственный инспектор труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области А. В. Мальгинов не допустили процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводов лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.

4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Арбитражный суд постановил решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 г.

по делу № А08-4495/2010-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Следует помнить, что в случае выявления нарушений самым опасным последствием для организации может стать приостановление деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников (ст. 5.27 КоАП РФ) на срок до девяноста суток.

Отмечу еще раз, работодатель должен не бояться проверок ГИТ, а быть к ним готовым. Конфиденциальность при проведении таких проверок соблюсти возможно, если заявитель отдельно указывает об этом в своем заявлении, что зачастую не выполняется, а значит, его информация о нем может быть раскрыта. Но только в данном случае это большой роли не играет, ведь нарушение может быть выявлено и при проведении плановой проверки.

Чтобы трудовая инспекция была на стороне работодателя, следует правильно и точно в срок обеспечить неукоснительное соблюдение трудового законодательства, и тогда ГИТ станет не врагом, а другом при возникновении конфликта с недобросовестным работником, пытающимся доказать то, чего не было на самом деле. Источник: журнал «». Обзор самых важных новшеств для бухгалтера: налоговые режимы, «противоотмывочное» и валютное законод-во, новшество по отдельным налогам и много другой полезной и важной информации Рубрики:

На семинаре рассмотрим все возможные способы законного вывода денег. Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  • Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  • Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье .
  • Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Какие полномочия есть у ГИТ?

На федеральном уровне разработан в него предусматривается порядок проведения рассматриваемой формы проверки.

Руководству предприятия, сотрудники которого направили жалобу в ГИТ, изначально посылают запрос.

Он обязан в течение установленного срока ответить на него. Этот период равняется 10 дням.

Отсчет начинается с момента получения.

К данному акту прикладывается копия приказа относительно проведения проверки.

Однако, если приказа не будет, на этом основании не получится обжаловать результаты такой проверки.

Это связывается с тем, что рассматриваемый закон говорит о том, что грубым нарушением выступает только та ситуация, когда приказ не издавался в принципе.

У сотрудников ГИТ нет правомочия относительно заявления требований:

  1. документацию, получение которой допустимо при взаимодействии межведомственного типа.
  2. выдачи бумаг, не отнесенные к предмету проверку;
  3. предоставление копий актов, заверенные в нотариальной конторе;

Когда руководство фирмы ответило на запрос, предусматривается пара вариантов развития событий. В том числе:

  • Происходит оформление акта, если выявлено наличие нарушений. В нем отражается предписание, указывающее на необходимость устранения. Кроме того, директора компании привлекают к ответственности административного типа.
  • Предлагают руководству объяснить ситуацию и передать на рассмотрение дополнительную документацию. Это касается ситуации, когда в актах есть неточности или противоречия.

Вторая ситуация предусматривает возможность использования выездного типа проверки. Это происходит, если:

  1. после предоставления дополнительной документации не были устранены противоречия.
  2. фирма отказалась давать пояснения;

Принятое решение фиксируется при использовании письменной формы.

Что проверяют при плановой проверке?

Плановые проверки проходят во всех организациях, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса (ст.26.1 294-ФЗ).

Если компания – субъект малого и среднего бизнеса не задействована в сфере энерго- и теплоснабжения, медицины, социальной сфере, то до конца 2020 года она освобождается от плановых визитов сотрудников ГИТ. Цель плановой проверки – контроль соблюдения норм трудовых отношений между сотрудниками и работодателем.

Основные задачи ГИТ при проведении планового контроля:

  1. Работа, направленная на обеспечение соблюдения работодателями норм ТК и других нормативных актов по правам работников;
  2. Донесение информации до соответствующих органов законодательной власти о нарушениях, которые не регламентируются ТК и другими нормативами по трудовому праву.
  3. Контроль за соблюдением прав работников на выплаты по больничным и по страховке от травм на производстве;
  4. Организация мер, направленных на соблюдение безопасности труда;
  5. Организация соблюдения прав трудящихся на их рабочих местах;
  6. Консультирование трудящихся и работодателей по вопросам улучшения условий труда и соблюдения трудовых прав;

Исходя из поставленных задач, можно сориентироваться, что проверяет инспекция по труду во время плановой проверки — это документация:

  • По рабочему графику и отпускам.
  • По охране труда.
  • Связанная с трудовыми отношениями (договоры, личные дела, уставы и т.д.);
  • Связанная с оплатой труда работников (положения о зарплате и премии, бухгалтерские ведомости, расчетные листы).

Однако документы, это не все, что проверяет инспекция. Кроме бумаг инспектор вправе опросить рабочих по вопросам условий и безопасности труда, взять на анализы образцы материалов, с которыми работают сотрудники организации, проверить оборудование.

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

В случае выявления фактов нарушения трудовых прав работника результатом проверки трудовой инспекцией станет возбуждение дела об административном правонарушении и привлечение работодателя к ответственности.

Работодатель также получит предписание об устранении выявленных нарушений, неисполнение которого может повлечь новую проверку и новые штрафы. Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) — они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц.

При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников. Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  1. На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  2. В не прописана ставка оплаты труда;
  3. График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права.

Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ. Прочие распространенные ошибки:

  1. Заработная плата ниже МРОТ;
  2. Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  3. Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  4. Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  5. Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст.

12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения. С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии.

По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч.

1 ст. 357 ТК РФ):

  1. на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  2. изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  3. требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  4. находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  5. расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст.

12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ). Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст.

15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т.

д.

Выявляем незаконные действия инспекции по охране труда

Независимо от того, что проверяют специалисты трудовой инспекции, при проведении ревизии на предприятии у них есть не только полномочия, но и обязанности.

+ +