Правила страхования на жд транспорте


Правила страхования на жд транспорте

Страхование железнодорожного подвижного состава


11 выгодно страхователю (собственнику или арендатору состава), так как ему необходимо обезопасить себя от случайных бед, происходящих на железнодорожном транспорте. Объекты страхования. Объектами страхования в этом виде страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом.

Страхование производится на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава. В связи с этим страхованию подлежат: · тяговый подвижной состав (локомотивы вех видов, дизель поезда, турбопоезда, авто — и мотодрезины, мотовозы); · вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, крытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).

Срок страхования. По данному виду страхования предлагается заключение договоров страхования железнодорожного подвижного состава сроком на один год с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава). Действие договора страхования. Действие договора страхования распространяется, как правило, на территорию Российской Федерации.

По согласованию со страховщиком страховая защита по договору страхования может также предоставляться на территориях стран-членов СНГ и дальнего зарубежья с уплатой страховой премии по специальному тарифу.

Объем страховой ответственности.

По заключаемым договорам страхования страховые компании предоставляют защиту от рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава (его единиц), наступивших в результате: 1.

крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов ( как в поездках, так и при маневровой работе); 2. пожара, взрыва; 3. стихийных бедствий (наводнения, бури, урагана, ливня, землетрясения, обвала, оползня, снегопада, удара молнии, смерча, града); 4.

противоправных действий третьих лиц. Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.

Указанные страховые риски означают следующее: Повреждение — нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.

Указанные страховые риски означают следующее: Повреждение — нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.

При повреждении состава возможны восстановление, исправление или ремонт. Уничтожение — приведение застрахованного подвижного состава в полную негодность, в результате чего он не может быть использован в соответствии со своим назначением и подлежит списанию.

По согласованию сторон на особых условиях по повышенному тарифу страховщик может предоставить страхователю страховую защиту от риска утраты железнодорожного подвижного состава.

Утрата — полная невозможность установления места нахождения вагона (длительное безвестное отсутствие вагона, которое принято считать за его полную действительную гибель). Не являются страховыми случаями повреждение, уничтожение или утрата железнодорожного подвижного состава явившиеся следствием: · горения, обусловленного спецификой технологического прогресса производства или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменений других качественных характеристик, если не произошло распространение горения; · коротких замыканий электросетей в электрооборудовании в железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара за пределы аппарата, агрегата, механизма; · повреждение подвижного состава перевозимым грузом; · воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; · военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; · гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок; · изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов; · в случае самовольного занятия подвижного состава железной дорогой для перевозки грузов других отправителей; · других случаев, относимых законодательными актами к перечню оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату. Страховая сумма. Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть согласно Правилам страхования ниже 40 % стоимости единицы нового подвижного состава.

По каждой единице подвижного состава страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но она не может быть более действительной стоимости единицы подвижного состава.

Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке. Договор страхования. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя.

Для его заключения страхователь должен предъявить страховщику следующие документы: · технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава; · распоряжение на право курсирования по сети железных дорог; · акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава; · свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов; · выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением.

· договор аренды (для арендатора); В большинстве случаев страховщику необходима справка о балансовой стоимости страхуемого железнодорожного подвижного состава. При заключении договора страхования, его возобновлении или изменений условий страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.

При сроке действия договора страхования более одного года страхователю может быть предоставлена льгота, если он не обращался за получением страхового возмещения в течение года. Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы: · в случае пожара — справку органов пожарного надзора, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования; · в случае крушения, аварии, столкновения или схода — заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта; · в случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц — справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иного учреждения, имеющего право проводить оценку; · в случае утраты вагона или его частей — копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона).

Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы: · в случае пожара — справку органов пожарного надзора, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования; · в случае крушения, аварии, столкновения или схода — заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта; · в случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц — справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иного учреждения, имеющего право проводить оценку; · в случае утраты вагона или его частей — копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона). Отказ в выплате страхового возмещения. В выплате страхового возмещения может быть отказано, если: · уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами; · страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; · ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшем, чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица); · страхователь или его представитель нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и превышение норм загрузки подвижного состава); · ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог; · при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представлял все необходимые документы; · события произошли до начала или после окончания срока действия договора страхования; · страхователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.

Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования, и принимает решение о признании случая страховым, о чем составляется страховой акт, либо представляет страхователю мотивированный отказ.

11 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Субъекты и объекты договора страхования транспорта на железной дороге

В качестве страховщика может выступать любое юридическое лицо, которое имеет лицензию на оказание услуг по защите железнодорожного транспорта. Для страхователей выделено три группы, в которые входят различные компании, а именно:

  1. юридические лица, которые являются собственниками или владельцами состава;
  2. организации, которые владеют данным видом транспорта на правах собственности или иных законных основаниях;
  3. федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  4. физические лица, которые являются предпринимателями и владеют составом на праве собственности или других законных основаниях.

В качестве объектов страхования имущества юридических лиц могут выступать следующие составы:

  1. моторвагонные (электропоезда, дизельные поезда, турбопоезда, аккумуляторные поезда, и т.д.);
  2. пассажирские (багажные, почтовые, пассажирские, служебные, и т.д.).
  3. тяговые (тепловозы, мотовозы, паровозы, электровозы, и т.д.);
  4. грузовые (платформы, полувагоны, крытые вагоны, и т.д.);

При принятии на защиту новых подвижных составов у компании должен быть на них сертификат.

Транспорт, который не подлежит страхованию: подлежащий конфискации, являющийся музейным экспонатом, используемые для целей, которые не предусмотрены заводской конструкцией.

Страхование на железнодорожном транспорте

9 Транспортное страхование – комплекс услуг, включающий совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на всех видах транспорта. производится как в отношении имущества, грузов и пассажиров, так и в отношении страхования ответственности железнодорожного перевозчика за вред здоровью и имущественным интересам третьих лиц.

Посредством страхования обеспечивается надежность транспортного процесса для всех участников: железных дорог, операторов, пассажиров, экспедиторов, грузовладельцев и просто граждан, живущих или работающих рядом с железной дорогой.

Страхование охватывает перевозки, осуществляемые на железнодорожных путях как общего, так и необщего пользования с учетом их специфики. Одновременно учитывается и то, что на железнодорожном транспорте целый ряд рисков покрывается ответственностью субъектов хозяйствования, вина за которые возложена в соответствии с положениями, установленными в Законе «О железнодорожном транспорте в РФ» и в Уставе железнодорожного транспорта РФ на железную дорогу.

[8] включает также комп­лекс услуг по социальному и личному страхованию работников этой отрасли, страхованию пассажиров, перевозимых железной дорогой.

Условия труда и жизни железнодорожников, отраслевая специфика факторов риска предъявляют определенные требования к обеспечению страховой поддержки и наемных работников, а также перевозимых пассажиров.

В рамках учебного пособия рассматриваемые виды страхования на железнодорожном транспорте можно объединить в 2 группы: виды имущественного страхования и виды личного страхования (табл. 3.1). Отдельного внимания заслуживает изложение основ обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым охвачены работники предприятий железнодорожного транспорта.

Таблица 3.1 Виды страхования на железнодорожном транспорте Вид страхования Объект страхования 1. Имущественное страхование: – страхование грузов; Перевозимые материальные ценности плюс расходы по транспортировке груза. – страхование ответственности перевозчика и экспедитора; Ответственность железных дорог перед третьими лицами, не являющимися пассажирами или грузоотправителями.

– страхование ответственности перевозчика и экспедитора; Ответственность железных дорог перед третьими лицами, не являющимися пассажирами или грузоотправителями.

– страхование средств железнодорожного транспорта Тяговый подвижной состав (локомотивы, дизель-поезда и т.д.), вагоны всех типов, контейнеры 2. Личное страхование: – добровольное медицинское страхование; Риск возникновения затрат на медицинское обслуживание застрахованных – работников ОАО «РЖД» – негосударственное пенсионное страхование работников ОАО «РЖД»; Потеря трудоспособности в связи с достижением возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости; наступление инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности; смерть участника-вкладчика. – добровольное страхование пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом; – обязательное личное страхование пассажиров Потеря здоровья, трудоспособности или смерть пассажира в результате несчастного случая, связанного с поездкой Виды имущественного страхования Страхование грузов Еще несколько лет назад в России страхование грузов носило, скорее, фрагментарный характер, охватывая лишь незначительную долю сегмента грузоперевозок.

Страхователями могут быть собственник груза, залогодержатель, перевозчик. Страхуется не определенная вещь, а интерес страхователя в сохранении её. Документами для доказательства интереса при страховании груза являются коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы, фактуры, счета.

При заключении договора страхования в нем указываются «события» и «опасности», при наступлении которых убытки возмещаются страхователю. В страховании грузов сегодня заинтересованы, как правило, их владельцы, причем в качестве страхователя могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель – в зависимости от условий перехода ответственности за товар и прав собственности за него, а также нередко и компании-экспедиторы при заключении договоров от своего имени в пользу грузовладельца. В нормативно-правовой базе, определяющей обязательства участников грузоперевозок по железной дороге, основные нормы императивны, т.е.

отступление от них не допускается. Основным специальным документом, регламентирующим ответственность сторон, является Федеральный закон №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 г.

[8]. Цель страхования грузов – создание условий гарантированной компенсации финансовых убытков, возникающих в процессе транспортировки вследствие гибели, хищения, уничтожения или повреждения груза в результате обстоятельств, не зависящих от его владельца. Необходимо отметить, что страхование грузов защищает не только материальные объекты, но также расходы, связанные с транспортировкой грузов, а именно: ● транспортные расходы; ● перегрузки, перевалки, складирование груза; ● накладные расходы; ● ожидаемую прибыль от реализации груза; ● расходы на рекламу, связанные с транспортируемым грузом.

Необходимо отметить, что страхование грузов защищает не только материальные объекты, но также расходы, связанные с транспортировкой грузов, а именно: ● транспортные расходы; ● перегрузки, перевалки, складирование груза; ● накладные расходы; ● ожидаемую прибыль от реализации груза; ● расходы на рекламу, связанные с транспортируемым грузом. Подчеркнем, что страхование грузов может стать существенным конкурентным преимуществом для транспортных и экспедиторских компаний на рынке услуг по транспортировке грузов.

Стоимость страхования может быть включена как в цену доставки, так и оплачиваться клиентом дополнительно. Тариф колеблется от 0,1 до 0,5 % от страховой суммы в зависимости от набора рисков, редко превышая планку в 1 % [14].

Стоимость страховых услуг зависит: от вида груза (насколько он под­вержен рискам: бьется, привлекателен для кражи, скоропортящийся, опасный и т.д.); от условий перевозки (будет ли этот груз перегружаться в процессе доставки); от срока и маршрута (внутренняя или международная транспортировка); от упаковки груза; от размера франшизы и репутации перевозчика.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что железнодорожным транспортом перевозятся грузы, представляющие потенциальную угрозу как окружающей среде, так и жизни и здоровью людей. Поэтому нельзя обойти стороной страхование опасных грузов, которое условно можно подразделить на два вида: 1) страхование ответственности за нанесение вреда при перевозке опасных грузов; 2) страхование опасных грузов вследствие их утраты, повреждения или гибели (уничтожения) – независимо от способа транспортировки. При осуществлении указанного вида страхования и рассмотрении претензии страховщики руководствуются следующим: ● статьями 6 и 15 ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

[6]; ● Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом, а также другими конвенциями и соглашениями (Единые правила, касающиеся договора международной перевозки грузов железнодорожным транспортом и Конвенция о международной перевозке грузов железнодорожным транспортом); ● правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам или автомобильным транспортом; ● классификацией опасных грузов по характеру и степени их опасности; различными предписаниями (касающимися свойств опасных веществ и предметов), а также требованиями к транспортным средствам и оборудованию.

К сожалению, грузоотправители часто пользуются собственным, далеко не всегда отвечающим требованиям безопасности, подвижным составом. Иногда пытаются провести опасные вещества под иным наименованием или помещают их в контейнеры с другими грузами без учета совместимости.

Мало кто из профессионалов транспортно-экспедиторского бизнеса знает и использует «Правила безопасности при перевозке опасных грузов».

А ведь основные требования просты и очевидны: ● все сильнодействующие ядовитые вещества и другие опасные грузы (различные растворители или горючесмазочные) должны перевозиться в специальных упаковках и ёмкостях, гарантирующих их изоляцию от внешней среды; ● для данной категории грузов должен использоваться специальный подвижной состав; ● транспортные средства или вагоны – обязательно исправные, снабженные «знаками опасности»; цистерны – с особой герметичностью котла и запорных устройств.

Договор страхования может заключаться на различных условиях: как покрывать все возможные риски, так и определять риски по выбору страхователя. Обычно предлагают следующие условия: 1) с ответственностью за все риски; 2) ответственностью за риски частной аварии; 3) ответственностью за риски крушения; 4) без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения. Существуют две основные разновидности договоров страхования грузов, которые различаются по срокам действия и специфике взаимодействия страхователя со страховщиком: 1) договор страхования (полис) на разовую перевозку (т.е., если необходимо застраховать единичную партию товара или особо ценный груз; срок его действия – период перевозки); 2) генеральный договор (генеральный полис): тем, кто занимается регулярными грузоперевозками или их экспедированием этот вид договора выгоднее: он действует в течение года и сэкономит время и деньги; чаще всего по такому договору страховая компания отвечает за груз с момента приема на складе до момента доставки на конечный склад; стоимость данного полиса обычно на 20–30 % ниже, чем в случае единичного рейса, кроме того, заметные скидки получают постоянные клиенты страховых компаний.

Под страховой стоимостью груза понимается его действительная стоимость в месте нахождения груза в день заключения договора страхования. Страховая сумма определяется соглашением сторон и не может превышать его страховой стоимости.

Необходимо заострить внимание на тех документах, которые должен предоставить грузовладелец для получения страхового возмещения за поврежденный или пропавший груз.

Прежде всего, это документы, подтверждающие страховой интерес выгодоприобретателя – лица, которое получает возмещение: товарно-транспортная накладная, контракт на поставку, счет-фактура, поручение на заключение договора страхования и получение возмещения, договор транспортной экспедиции.

Затем документ, подтверждающий факт наступления страхового случая, – коммерческий акт железной дороги, материалы ОВД на транспорте по факту происшествия с грузом. Необходима и калькуляция реального ущерба: стоимость ремонта, составленная независимыми экспертами, дефектные ведомости, справки ОВД, подтверждающие факт хищения и другие официальные документы.

Необходима и калькуляция реального ущерба: стоимость ремонта, составленная независимыми экспертами, дефектные ведомости, справки ОВД, подтверждающие факт хищения и другие официальные документы. Важно, что страховая компания вправе возмещать лишь реально понесенный ущерб, подтвержденный документально.

Безусловно, сегодня динамика развития рынка страхования грузов и постоянное увеличение объемов страховых премий формируются в основном за счет увеличения внешнеторгового оборота.

Однако, несмотря на это, потенциал для развития рынка страхования грузов имеется.

На сегодняшний день каждая вторая страховая компания имеет лицензию на проведение страхования грузов.

Однако, по оценке экспертов, реально работают на этом рынке немногие [15]. Так, в рейтинге ведущих компаний в страховании грузов лидирующие позиции занимают «Ингосстрах», «Росно», «Гефест» и др.

Если говорить о железнодорожном транспорте, то к этой группе следует, безусловно, добавить «ЖАСО» (г. Москва), «ДальЖАСО» (г. Хабаровск). Именно на эти фирмы приходится львиная доля премии рынка страхования грузоперевозок.

Например, «ЖАСО» сегодня – это 51 филиал и 111 офисов продаж в 67 субъектах РФ. Это страховое общество осуществляет страхование фактического объема ежедневных отгрузок по так называемому генеральному полису. Железная дорога принимает к перевозке практически все существующие грузы: от щебня и песка до ракетных двигателей и ядерного топлива, следовательно, предвидеть все нештатные ситуации, которые могут произойти с грузом в пути, практически невозможно.

Россия – уникальная по своей территории и климатическим условиям страна: железные дороги проложены и в степях Поволжья, и в заполярной тундре Мурманска, и в дальневосточной тайге, где случаются стихийные бедствия, которые нельзя ни предсказать, ни предотвратить. Можно только застраховаться от них и получить гарантии возмещения возможного материального ущерба от происшествий с грузом.

Говоря о перспективах развития данного сегмента транспортного страхования, необходимо отметить, что все риски должны покрываться ответственностью перевозчика. Страхование ответственности перевозчика важно не только для самого перевозчика как способ компенсации возможных убытков, но и для клиентов (грузовладельцев), поскольку им предпочтительнее и надежнее иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.

+ +