Создание и ликвидация предприятия и учреждения


Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий.


гос. регистрация Реорганизация: 1 => 2 – преобразование вида юридического лица – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – переход прав и обязанностей. 1, 2 => 3 – слияние нескольких юр.

лиц – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – права и обязанности переходят к третьему.

1 => 2+1 – присоединении к сущ. юр. лицу – передаточный акт – права и обязанности от 1 ко 2. 1 => 2, 3, 4, 5 – разделение на несколько юр.

лиц – вновь возникшие юр. лица – разделительный баланс – права и обязанности делятся между новыми.

1 => 2, 3, 4, 5 – выделение из 1 юр. лица нескольких юр. лиц – раздел.

баланс – права и обязанности между всеми.

Передаточный акт и разд. баланс должны содержать положение о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого юр. лица. Эти документы утверждаются учредителями и представляются для гос.

регистрации вновь возникших юр.

лиц. Ликвидация: 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

4. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

6. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. 8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Стр 3 из 18 Соседние файлы в предмете

  1. 29.10.2018247.3 Кб
  2. 12.11.20185.54 Mб
  3. 24.12.2018253.14 Кб
  4. 16.03.2015387.07 Кб
  5. 25.12.2018114.39 Кб
  6. 16.03.201550.18 Кб
  7. 29.03.2016532.46 Кб
  8. 12.06.2015457.43 Кб
  9. 25.12.2018101.92 Кб
  10. 24.12.201885.59 Кб
  11. 16.03.20153.95 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Похожие работы на — Порядок учреждения, реорганизация и ликвидация предприятий (организаций)

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2020 «Библиофонд»

Лекция 14: Порядок учреждения, регистрации и ликвидации организации

постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами. На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется.

Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется.

Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних.

Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.

За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии. Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

Разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом.

Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций.

При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности.

Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа.

В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

Явочно-нормативный порядок состоит в том, что юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями. Учредителей организации необходимо отличать от её участников.

Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками.

Однако впоследствии состав участников может измениться.

Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо.

При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остаётся неизменной, какие бы перемены в составе участников не происходили.

В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия – только государственное муниципальное образование).

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия.

Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы: учредительный договор и устав. Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов предприятия в определённой сфере хозяйственной деятельности. Он регламентирует, прежде всего, условия создания предприятия коллективом граждан.

Чаще всего структура учредительного договора выглядит следующим образом: Стр 1 из 4 Соседние файлы в предмете

  1. 14.02.201631.67 Кб
  2. 14.02.2016130.36 Кб
  3. 14.02.201654.18 Кб
  4. 14.02.201636.55 Кб
  5. 14.02.201659.9 Кб
  6. 14.02.201695.86 Кб
  7. 14.02.201650.81 Кб
  8. 14.02.201630.49 Mб
  9. 14.02.2016239.54 Кб
  10. 14.02.201645.19 Кб
  11. 14.02.201635.82 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Реорганизация фирмы

Любое предприятие в процессе работы для своего дальнейшего развития нуждается в проведении изменений, иначе оно не будет развиваться. Реорганизация – переустройство юридического лица путем слияния, выделения, поглощения или разделения.

Слияние заключается в том, что несколько фирм закрывается, а вместо них появляется одна, которая принимает на себя все права и обязанности ликвидируемых.

Выделение – из одного предприятия выделяется другое, которому передается часть функций основного. Поглощение – крупная фирма поглощает более мелкую. Разделение – предприятие делится на два или несколько, его права и обязанности распределяются между ними.

Другой способ реорганизации компании – изменение организационно-правовой формы. ОАО можно перевести в ЗАО или ООО, ЗАО может стать ОАО, ООО, производственным кооперативом и т.д.

В данном случае не производится ликвидация фирмы, но вносятся существенные изменения в учредительные документы.

Реорганизация предприятия производится по решению общего собрания учредителей или акционеров.

В некоторых случаях преобразование фирмы производится с целью , а не с целью переустройства.

Порядок создания и ликвидации предприятий

Стр 6 из 11Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы: · заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного · учредителями предприятия; · учредительный договор о создании предприятия; · устав предприятия, утвержденный учредителями; · документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет; · свидетельство об уплате государственной пошлины; · документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы: · заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного · учредителями предприятия; · учредительный договор о создании предприятия; · устав предприятия, утвержденный учредителями; · документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет; · свидетельство об уплате государственной пошлины; · документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал. В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия. Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде. Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях: · по решению учредителей; · в связи с истечением срока, на которое создано предприятие; · в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие; · в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; · по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов; · в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Важным моментом при создании и ликвидации предприятий является также информирование Федеральной налоговой службы по месту регистрации предприятия, а также предоставление в налоговую службу информации об открытии или закрытии расчетного счета.

Взаимодействие с ФНС вообще обязательно на любом этапе бизнеса и забывать об этом не следует, т.к.

за непредоставление тех или иных сведений и отчетов предусмотрены штрафы. №21. Организационно-правовые типы предприятий в России: сравнительный анализ.

Для ведения предпринимательской деятельности наиболее предпочтительными организационно-правовыми формами коммерческих организаций и предприятий являются закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). ЗАО и ООО имеют между собой много общего, включая: 1.

одинаковый порядок и условия ведения хозяйственно-финансовой деятельности и налогообложения; 2. одинаковый размер минимального уставного капитала (равный 100 минимальным размерам оплаты труда); 3. одинаковые ограничения по численности учредителей (от одного до пятидесяти лиц, как юридических, так и физических).

ЗАО и ООО имеют между собой и несколько принципиальных различий, а именно: а) гораздо большая защищённость имущественных интересов участника ООО по сравнению с акционером ЗАО: при выходе из ООО его участнику выплачивается действительная стоимость его доли в имуществе ООО (определяемая на основании данных бухгалтерской отчётности ООО) в денежной форме либо, с согласия выходящего участника, ему выдаётся в натуре имущество такой же стоимости; в ЗАО имущество и активы акционерного общества могут распределяться среди акционеров лишь в случае его ликвидации, а выходящий акционер имеет право продать имеющиеся у него акции по рыночной стоимости, которая, несмотря на значительную величину чистых активов ЗАО, может быть весьма малой.

С другой стороны, такое положение вещей делает ЗАО, по сравнению с ООО, гораздо более защищённым, в связи с меньшей вероятностью и возможностью «растаскивания» имущества общества — выходящими акционерами.

б) В соответствии с требованиями действующего законодательства ЗАО, после его государственной регистрации, в обязательном порядке должно зарегистрировать выпуск своих акций в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

Процедура регистрации выпуска акций обязательна, оплачивается дополнительно и требует времени, однако пока акции регистрируются в ФСФР, ЗАО уже с момента своей государственной регистрации вправе в полном объёме осуществлять хозяйственно-финансовую деятельность без всяких ограничений. в) С точки зрения сложившегося психологически-бытового восприятия ООО и ЗАО как субъектов хозяйственно-финансовых отношений, ЗАО по сравнению с ООО предпочтительнее, т.к.

считается предприятием с более высоким статусом и воспринимается с гораздо большим уважением и доверием, как деловыми партнёрами, так, зачастую, и должностными лицами различных уровней. Таким образом, ООО является более простой и дешёвой при создании организационно-правовой формой, имеющей, исходя из сложившегося психологически-бытового восприятия по сравнению с ЗАО гораздо более низкую деловую репутацию и заслуживающей меньшего доверия. Следующей по распространенности организационно-правовой формой коммерческой организации в деловом обороте является открытое акционерное общество (ОАО).

ОАО имеет те же отличия от ООО, что и ЗАО.

По сравнению же с ЗАО, ОАО имеет ещё более высокий деловой статус и следующие отличия: а) Величина уставного капитала ОАО составляет 1000 минимальных размеров оплаты труда (у ЗАО — 100); б) По окончании каждого хозяйственно-финансового года ОАО обязано приглашать независимую аудиторскую организацию (аудитора) для проведения аудиторской проверки; в) ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров этого ОАО годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков, а также иную информацию, установленную для ОАО действующим законодательством; г) Количество акционеров в ОАО не ограничивается; д) В случае изменения в составе акционеров (без изменения общей величины уставного капитала, номинала и количества акций); ЗАО — обязано произвести государственную регистрацию таких изменений в порядке установленном действующим законодательством; ОАО — ограничивается лишь внесением сведений об изменении в составе акционеров в свой внутренний документ-реестр акционеров.

е) При продаже акционером своих акций: в ЗАО: другие акционеры этого ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения продаваемых акций по цене предложения; в ОАО: акционер вправе продать свои акции любому лицу по своему выбору. Перечень наиболее востребованных организационно-правовых форм коммерческих организаций завершает производственный кооператив (ПК) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении членами ПК имущественных паевых взносов.

Подробно останавливаться на таких вышеназванных организационно-правовых формах, Общество с дополнительной ответственностью, Товарищество на вере, Полное товарищество, поскольку они, в силу своих специфических особенностей, невыгодны при ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные формы организационно-правовых предприятий в России и выяснили, что наиболее предпочтительными организационно-правовыми формами коммерческих организаций и предприятий являются закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). №22. Роль технологии и технологических изменений в эволюции общества. Родословная географического детерминизма, согласно которому различные образцы социальной организации и человече­ской культуры объясняются климатом, территорией и т д., ведет свое начало от древних греков.

В Новое время эти идеи активно разрабатывались в трудах французского философа ХУШ века Ш.-Л.

Монтескье, придававшего огромное значение географии в установлении того или иного социального порядка. В социологии на приспособление обществ к окружающей среде как на фундаментальный общественный процесс указывали в конце ХIХ — начале XX века представители Чикагской школы. Они называли это явление аккомодацией и считали его аналогичным процессу биологической адаптации.

Они называли это явление аккомодацией и считали его аналогичным процессу биологической адаптации. Наиболее значительные разработки по связи институциональных изменений с материально-технологическим развитием содержатся в трудах К. Маркса. В своей теории Маркс, наряду с внешней средой, выделил технологический фактор как лимитирующий возможности развития государства.

В 1859 г. он сформулировал широко известный тезис о взаимосвязи производительных сил (под которыми он понимал в первую очередь состояние технологии) и производственных отношений. Современные институционалисты в экономической науке также отмечают важность факторов внешней среды и техноло­гии для формирования того или иного типа институциональной структуры. Об этом, в частности, пишет Д.

Норт. Анализируя причины разнонаправленного развития обществ, политических систем и экономик, он обращается к фактам далекой истории и поясняет, что «группы и племена сталкивались с различными проблемами, располагая при этом различными ресурсами, чело­веческим потенциалом и климатическими условиями.

Из этого возникали различия в решении общих проблем выживания. Нет причин полагать, что решения должны быть сходными.».

О роли технологий в становлении тех или иных институтов высказывается Поланьи. В свое время он прозорливо отмечал, что «социальная организация присвоения окружающей энергии и мощностей.

определяет институциональную матрицу»[1]. Осознание роли материальных факторов в формировании того или иного типа общества всегда было характерно и для российских ученых. Например, в XIX веке о значении географического положения России для направления исторического развития страны указывал В.О.

Ключевский. В XX веке об этом писал И. Ильин: «Государственный строй не есть пустая и мертвая форма: он связан с жизнью народа, с его природою, климатом, размерами страны, с ее историческими судьбами. Государственный строй есть живой порядок, вырастающий из всех этих данных, по-своему выражающий их, приспособленный к ним и неотрывный от них»[2].

Наша задача заключается в том, чтобы показать, какие проявляющиеся в социальной жизни особенности материально-технологической среды формируют тот или иной тип институциональных матриц, лежащих в основе различия обществ.

№23. Эффективность организации. Х-эффективность Лейбенстайна.

X-эффективность в экономике — концепция эффективности функционирования фирмы, введённая американским экономистом Харви Лейбенстайном. Функционирование фирмы называется X-эффективным, если она производит при имеющемся наборе ресурсов и наилучшей из доступных технологий максимальный возможный объём продукции. В случае, если максимального объёма выпуска не достигается, говорят о X-неэффективности фирмы.

Это означает, что Х-неэффективность является гораздо более распространенным и известным в научной среде понятием. Так, современные «антимонопольные» экономисты используют термин «Х-неэффективность» для определения внутренних потерь, которые возникают у фирмы, приобретающей монопольную власть и не ощущающей давления сильных конкурентов.

Тем самым фирма лишается стимулов к сохранению своих издержек на конкурентном уровне. Х-эффективность означает, что экономическая структура, действующая в слабоконкурентной среде (в работах Лебенстайна речь идет обычно о частных фирмах монопольного типа или государственных предприятиях), минимизирует свои издержки не под давлением конкуренции, а за счет использования нерыночных, как правило, внутренних ресурсов. К ним он относит экономию от масштаба, использование внутрипроизводственных инноваций, действие внешней и внутренней мотивационной деятельности и др.

В научной литературе термину Х-эффективность со временем было сопоставлено понятие Y-эффективности. Она обозначает эффективность, с которой фирмы используют существующие прибыльные возможности, то есть максимизируют прибыль за счет своих конкурентных преимуществ в рыночной среде. Такое разделение двух видов эффективности позволяет более тонко описывать возникающие хозяйственные ситуации.

Например, фирма может минимизировать свои издержки производства при данном объеме выпуска, то есть быть Х-эффективной. В то же время она не в состоянии максимизировать свою прибыль, то есть быть Y-эффективной, потому что не может поставить свою продукцию всем потенциальным потребителям, готовым заплатить цену, приносящую фирме прибыль. Другими словами, фирма эффективно использует свои внутренние возможности, но слабо использует внешние.

Создавая общую теорию Х-эффективности, Лебенстайн стремился преодолеть ряд ограничений неоклассической экономической теории. Он противопоставил Х-эффективность традиционной «аллокативной» эффективности, то есть эффективности размещения ресурсов или продуктов. В своих работах Лебенстайн показывал, что при одинаковой технической и капитальной оснащенности производства объемы выпуска продукции могут значительно варьироваться.

Введя понятие Х-эффективности, он подчеркивал, что эта вариация объясняется действием дополнительных факторов эффективности, не учитываемых в неоклассической теории. Важное значение Лебенстайн придавал фактору мотивации персонала на всех уровнях предприятия, поскольку именно индивида, а не фирму он рассматривал в качестве основной единицы анализа.

Мотивация, по Лебенстайну, определяет тот объем усилий, который «прикладывается» к комбинации имеющихся ресурсов и обеспечивает получение конечного результата. Х-эффективность может выступать или дополнительным, или компенсирующим фактором, равнозначным для определения конечной эффективности деятельности фирмы. Таким образом, Х-эффективность обеспечивает снижение затрат, как правило, более чем на 25%, независимо от того, в рыночной или нерыночной среде действует фирма.

В своей главной книге на эту тему

«General X-efficiency theory and economic development»

(«Общая теория Х-эффективности и экономическое развитие») Лебенстайн на множестве примеров показывает значение Х-эффективности для экономического роста и подробно разбирает факторы, которые его ограничивают. С этой точки зрения его книга имеет важное практическое значение.

Факторы роста Х-эффективности: Первое — это система мотивации менеджмента и работников на достижение конечных результатов работы предприятия, увязка их деятельности с главными целями производства. Второе — эффективность систем внутриорганизационных коммуникаций, передача «сверху вниз» и особенно «снизу наверх» важной информации о реальном состоянии, проблемах и возможных новшествах, решениях и усовершенствованиях.

Роль этих двух факторов — мотивации и коммуникационной внутриорганизационной системы — в минимизации издержек производства, то есть в росте Х-эффективности, представлялась Лебенстайну чрезвычайно важной. Как известно, эти практические выводы ученого применяются в современной практике менеджмента на предприятиях во многих развитых странах мира.

Примерами могут служить многочисленные ступенчатые системы профессионального роста в транснациональных компаниях.

Несмотря на то, что понятие Х-эффективности закрепилось в зарубежной научной литературе, ряд исследователей полагают, что для современной экономической теории концепция Лебенстайна не имеет самостоятельного значения. Например, по мнению Л. Де Алесси, структура Х-эффективности, предлагаемая Лебенстайном в качестве альтерна- тивы неоклассике, на деле является

«сочетанием некоторых аксиом и некоторых резуль- татов обобщенной неоклассической теории»

.

Речь идет о широко известных сегодня категориях положительных трансакционных издержек и издержек контроля, а также об ограничениях, накладываемых структурой прав собственности. На наш взгляд, значение концепции Х-эффективности выходит за рамки как неоклассической, так и неоинституциональной экономической теории.

Сопоставление подхода Лебенстайна с исследованиями в рамках современного российского институционализма показывает высокие эвристические возможности данной категории и ее применимость для анализа большого класса экономик нерыночного типа.

В наибольшей мере это проявляется при сопоставлении концепции Х-эффективности с концепцией Х-экономик, разрабатываемой автором в рамках социологического институционализма Новосибирской экономико-социологической школы. №24. Общая характеристика современных теорий фирмы.6 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2083; lektsia.com 2007 — 2020 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.) |

Цели и задачи предпринимательства

Предпринимательство — это активная деятельность людей с целью получения дохода на вложенный труд и капитал.

В Законе РФ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

от 24.07.07.г.

№209-ФЗ говорится, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: — для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.; — средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек; — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (устанавливается раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства).

Предприниматель необязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель активно действует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль. Собственник же, на рынке — фигура пассивная.

Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем.

Таковым нельзя, к примеру, считать не только рантье, отдающего капитал банку под проценты, но и владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (предоставляет одни и те же услуги).

Эти субъекты осуществляют не предпринимательские, а репродуктивные функции. Совершенно необязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами фирмы.

Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников фирмы.

Следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную).Менеджером может быть наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем.

Он несет меньшую имущественную и моральную ответственность за свои действия, чем владелец предприятия — предприниматель.

Стр 3 из 38 » Соседние файлы в предмете

  1. 27.05.2015225.79 Кб
  2. 27.05.201538.54 Кб
  3. 27.05.2015409.6 Кб
  4. 27.05.20151.12 Mб
  5. 23.12.2018824.83 Кб
  6. 25.03.20161.02 Mб
  7. 27.05.201533.79 Кб
  8. 27.05.2015602.62 Кб
  9. 27.05.201542.68 Кб
  10. 27.05.201565.54 Кб
  11. 25.03.2016179.71 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономика и статистика предприятия» на тему: «Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства» Тула, 2009г.

Рекомендуем прочесть:  Реновацию пилютова 8

Содержание Введение 1. Порядок создания предприятия 2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства 3. Ликвидация предприятия Заключение Список литературы Введение Предприятие – хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги.

Оно имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке.

Как хозяйствующий субъект предприятие обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности.

Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

В период перехода экономики от административно-хозяйственной к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия. Иными словами, применительно к российской экономике речь должна идти о создании жизнеспособных образований, адекватных современному уровню требований производственных и организационных условий развития рынка.

Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом.

Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования.

В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов.

Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.

Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности.

Именно поэтому тема данной контрольной работы:

«Порядок создания и ликвидации предприятия, система банкротства»

. Цель данной контрольной работы — раскрытие вышеуказанных аспектов деятельности предприятий.

Для раскрытия темы, нужно решить следующие задачи: — изучить порядок создания и регистрации предприятия; — дать определение несостоятельности предприятия; — рассмотреть признаки банкротства; — определить виды и порядок ликвидации предприятия. 1. Порядок создания предприятия Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы.

На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.

За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход. При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели: — увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители и получение дохода за счет ее реализации; — вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства; — вовлечение в предпринимательство имеющихся дополнительных и природных ресурсов; — изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники; — удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности. Коммерческие предприятия основной целью своей деятельности считают получение прибыли.

Полученная прибыль распределяется между участниками. Порядок образования предприятия регламентируется Гражданским кодексом РФ (часть 1). Предприятие как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Данные о государственной регистрации включаются в единый открытый для свободного ознакомления государственный реестр юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию, контролируют соблюдение установленного порядка создания юридического лица, учредительные документы которого должны соответствовать действующему законодательству.

В качестве регистрирующих могут выступать различные органы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы РФ. На оформление государственной регистрации предприятия отводится не более пяти рабочих дней с момента представления регистрирующему органу всех необходимых документов.

Для государственной регистрации юридического лица необходимо представить в соответствующий орган: — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме, — решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного документа согласно законодательству РФ; — учредительные документы юридического лица; — выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; — документ об оплате государственной пошлины. Предприятие действует на основании устава и учредительного договора, либо только учредительного договора. Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти.

На Устав (учредительные документы) проставляется специальный штамп, в котором указывается номер государственной регистрации; штамп скрепляется подписью должностного лица и печатью регистрирующего органа. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке.

Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия. Предприятие может иметь представительства и (или) филиалы.

Однако они не являются юридическими лицами. Их руководители назначаются предприятием как юридическим лицом. Организация управления предприятия зависит от его размеров и специфики, функции управления может осуществлять либо единолично предприниматель, либо наемный управляющий.

Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доходы, но которая, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией.

2. Понятие несостоятельности предприятия, признаки банкротства В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности.

Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления. К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры: — реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управляющего (арбитражного), либо к осуществлению санации (оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев); — ликвидационные, которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства; — мировое соглашение, то есть достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов. При рассмотрении вопроса о несостоятельности нельзя исключать возможного стремления предприятия к умышленному или фиктивному банкротству.

Умышленное банкротство – это преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В целях подтверждения того, что банкротство не является умышленным или фиктивным, необходимо проводить оценку результатов анализа финансового состояния предприятия независимыми экспертами.

3. Ликвидация предприятия Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом по рекомендации собрания кредиторов. Конкурсный управляющий создает ликвидационную комиссию и работает над контролем собрания кредиторов, которое: — может образовать комитет кредиторов и определить его функции; — дает ему разрешение на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника; — решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника; — может принять решение о заключении мирового соглашения. В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник.

Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности.

В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса – имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия.

Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание. Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.

Вне очереди покрываются расходы, связанные с: — конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим; — продолжением функционирования предприятия-должника. После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности: 1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; 2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам; 3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства; 4) конкурсных кредиторов; 5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество; 6) прочих собственников; 7) все остальные требования. Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.

Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке: — решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником; — собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего; — конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия; — предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.

Заключение Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся.

Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики.

Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий.

Таким образом, силы предпринимателей на начальном этапе будут направлены не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия. Когда предприятие создано, зарегистрировано и развивает свою деятельность, оно может столкнуться с такой проблемой как «заказное» банкротство со стороны тех, кто нечестным способом пытается завладеть чужим бизнесом. Нынешний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, к сожалению, не в состоянии предотвратить такой исход дела.

Процедуры несостоятельности и банкротства возбуждаются для должника достаточно внезапно и вдобавок не дают ему права вовремя защищаться от необоснованных посягательств.

Поэтому в марте 2002 года в Государственную Думу был внесен новый законопроект «О несостоятельности (банкротстве)», призванный усовершенствовать политику по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий.

Таким образом, банкротство – неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой – в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики. Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению. В этом случае рекомендуется регулярно проверять бухгалтерскую отчетность (баланс предприятия, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств).

Причем ее следует рассматривать за несколько лет подряд, чтобы иметь возможность сопоставить данные и на этой основе выявить тенденции развития хозяйствования предприятия.

Следить за основными параметрами развития предприятия необходимо постоянно, чтобы поддерживать его высокую конкурентоспособность на основе проведения соответствующих мероприятий, а в случае невозможности использовать первое направление следует осуществить мероприятия по ослаблению негативных последствий, ведущих к банкротству. Итак, цель данной контрольной работы достигнута, поставленные задачи решены. Список литературы 1. Сиротина Т.П.

Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2004.-152с.

2. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г.

№6-ФЗ. 3. О. Шестоперов.

«Современные тенденции развития малого предпринимательства в России»

«Вопросы экономики» №4, 2001 4. Сиреев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара.

+ +