Трудовой кодекс техники безопасности


Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда


Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (в ред.

Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред.
Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; (в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; (в ред.

Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; (в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Судебная практика по статье 212 ТК РФ:

  1. Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
  2. Так, в силу абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
  3. Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

+Еще.

Законы Российской Федерации по ТК РФ

  1. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику»
  2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Правила и нормы охраны труда

Работодателю необходимо зафиксировать правила и нормы охраны труда на предприятии.

Для этого, в первую очередь, следует:

  1. систематизировать выявленные в ходе проверок недостатки в сфере безопасности труда работников;
  2. оценить эффективность действующих правил.
  3. установить неактуальные нормы охраны труда;

Затем необходимо составить и утвердить положение об охране труда.

То есть документ, в котором указаны основные правила охраны труда на предприятии. Чтобы положение по охране труда не получилось громоздким, не включайте в него общие правила по охране труда, которые прямо предусмотрены законом. Например, бесплатную выдачу спецодежды и молока работникам на вредном производстве.

Например, бесплатную выдачу спецодежды и молока работникам на вредном производстве. Также можно вынести в отдельное положение по технике безопасности правила проведения инструктажей по охране труда и проверок приобретенных работниками знаний, сделать отдельные инструкции по безопасности для каждого подразделения. Также можно вынести в отдельное положение по технике безопасности правила проведения инструктажей по охране труда и проверок приобретенных работниками знаний, сделать отдельные инструкции по безопасности для каждого подразделения.

Что такое техника безопасности на предприятии

Это правила, соблюдение которых гарантирует жизнь и здоровье трудящихся на конкретном производственном объекте. Охрана труда на производстве — это обязанность работодателя, которая возложена на него целым рядом нормативных актов, среди которых:

  • ;
  • Приказ Минтруда от 29.12.2014 № 1197;
  • Постановление Правительства от 27.12.2010 № 1160 и ряд других.
  • ;
  • ;

Охрана труда (ОТ) связана с профилактикой и предотвращением травм и производственных заболеваний. По итогам 2020 года в России зафиксировано 4479 тяжелых несчастных случаев, 1158 человек погибли.

Минтруд не уточнил, кто виновен в гибели работников, но, как правило, основной причиной гибели выступает человеческий фактор. Безопасность труда на производстве игнорируется отдельными работниками, что в итоге приводит к трагичным последствиям.

Выполнение норм и правил производственной безопасности, безусловное соблюдение регламентов на рабочих местах позволяют:

  1. не нарушать законодательство и не причинять вред здоровью людей с последующей административной () или уголовной ответственностью (ст. 143 УК РФ);
  2. не нарушать трудовую дисциплину и сохранить все льготы и доплаты на рабочем месте;
  3. сохранить работу, так как за нарушение техники безопасности ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора ( и ).
  4. сохранить жизнь себе и другим работникам;

Статья 209. Основные понятия

При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.

3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст.

3616; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6986) и Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 32, ст. 4499), приказываю: В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

3528; 2014, N 32, ст. 4499), приказываю: В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Понятие «производственная деятельность» приведено в Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В целях реализации норм Трудового Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.

I), ст. 3), Федерального «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и в соответствии с Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. N 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Комментарий к Ст.

212 Трудового кодекса РФ

1.

и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. , , и др.), так и иными законами и правовыми актами.

Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов. 2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения.

Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см.

к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см.

и комментарий к ней). 4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса.

Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям. Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда: при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах; при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров; при оценке уровня профессиональных рисков; при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии.

Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми.

Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. По ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда.

Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см.

). Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. , , и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80. Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм , т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Судебная практика по ст.

212 ТК РФ

от 4 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам, кассация от 14 марта 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам, кассация от 9 марта 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 29 февраля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 22 января 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 21 мая 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 20 февраля 2015 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор от 5 июня 2013 г.

Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция от 25 ноября 2011 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 14 ноября 2007 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация

Статья 221.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

(в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ) Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Служба охраны труда

Еще одним обязательством руководителя по охране труда является создание специальной структуры внутри компании.

Такое правило закреплено в статье 217 ТК РФ.Такая структура создается в целях контроля за каждым работающим по соблюдению установленных положений.В организациях с малой численностью эти обязанности могут быть возложены на отдельного специалиста. Если количество работников более пятидесяти, должна быть создана целая служба.Не всегда в штате компании имеется необходимая профильная должность. В такой ситуации контролировать весь процесс может сам руководитель.

+ +