Возможные повреждения скальпа при аварии


Возможные повреждения скальпа при аварии

Какие травмы можно получить при аварии


Одной из самых распространенных во время аварии травм являются:

  1. другие повреждения костей.
  2. ушибы;
  3. переломы;

Намного реже происходят:

  1. часто переломам сопутствуют кровотечения, при этом при существенной потере крови резко падает артериальное давление, и, если пострадавшему не будет быстро оказана первая медицинская помощь, он может погибнуть от потери крови;
  2. мышечные травмы;
  3. случается остановка сердца во время резкого удара грудной клеткой о твердую поверхность, например, о руль, при отсутствии подушки или ремней безопасности.
  4. вывихи конечностей;

Опасными можно назвать колотые раны в области плевральной полости, особенно когда воздух при вдыхании пострадавшего начинает поступать через рану в саму полость. Рисунок. Виды травм у пострадавших при различных видах столкновений ТС.

Признаки скальпированной раны и диагностика

Скальпированная рана легко диагностируется визуально:

  1. в области головы наблюдается массивное кровотечение.
  2. на волосистой части головы видна зияющая рана;
  3. кожный лоскут с волосами свисает / полностью отделен от черепа;

Если пострадавший находится в сознательном состоянии, могут проявляться признаки травматического шока:

  1. сильное снижение артериального давления;
  2. учащенное сердцебиение (тахикардия) и дыхание;
  3. тремор.
  4. обильное потоотделение;

Если человеку вовремя не оказать помощь, то травматический шок переходит на вторую стадию, которая выражается в следующих признаках:

  1. расширенность зрачков;
  2. апатия, заторможенность;
  3. нитевидный пульс (до 120 ударов в минуту)
  4. синюшность губ;
  5. рвота;
  6. анурия.

Источники:

  1. 4. Marti B et al: Wormian bones in a general paediatric population.

    Diagn Interv Imaging. Epub ahead of print, 2013

  2. Radiopaedia
  3. 2. Towards evidence-based emergency medicine: Best BETs from the Manchester Royal Infirmary.

    BET 1: What is the significance of a ‘boggy’ (soft) scalp haematoma in head-injured children?

    Emerg Med J. 31(1):78–9, 2014

  4. 3. Kichari JR et al: Massive traumatic subgaleal haematoma. Emerg Med J. 30(4):344, 2013
  5. 8.

    Sillero Rde O: Massive subgaleal hematoma.

    J Trauma. 65(4):963, 2008

  6. 5. Kim YI et al: Clinical comparison of the predictive value of the simple skull x-ray and 3 dimensional computed tomography for skull fractures of children. J Korean Neurosurg Soc. 52(6):528–33, 2012
  7. 6.

    Ciurea AV et al: Traumatic brain injury in infants and toddlers, 0–3 years old.

    J Med Life. 4(3):234–43, 2011

  8. 7.

    WernerEFetal:Modeofdeliveryinnulliparouswomenandneonatalintracranial injury. Obstet Gynecol. 118(6):1239–46, 2011

  9. 1.

    Dayan PS et al: Risk of traumatic brain injuries in children younger than 24 months with isolated scalp hematomas. Ann Emerg Med. 64(2):153–62, 2014

Alexander NikolaevТравма

Последствия раны и сроки заживления

Сроки заживления таких ран всегда зависят от масштабности поражения и глубины имеющегося повреждения. На сроки восстановления раны оказывает влияние и применяемое лечение, в частности, проводилось ли человеку восстановление кожного покрова или же рана осталась открытой и ее заживление проходит под струпом.

При проведении операций по восстановлению кожного покрова или помещения оторванной кожи и подкожной клетчатки на место, при отсутствии отторжения, рана начинает заживать примерно через неделю, при этом полное восстановление происходит так же, как и после различных сложных операций. При наличии отторжения сроки выздоровления затягиваются и становятся индивидуальными, так же как и в том случае, если восстановление поврежденных тканей происходит под струпом. В качестве последствий скальпированных ран можно назвать наличие достаточно серьезных и грубых рубцов, особенно в ситуации, если доктора не смогли пришить оторванную ткань косметическим швом.

Нередко пациенты отмечают утрату чувствительности в месте такого восстановления повреждения, поскольку при скальпированной ране травмируются не только кровеносные сосуды, но и нервные волокна.

Классификация травм по их тяжести

Степень тяжести полученных при аварии повреждений – первостепенный фактор.

От правильной идентификации, насколько сильную травму получил пострадавший, во многом зависит возможность спасти его и при этом свести к минимуму отрицательные последствия ДТП (например, получение инвалидности). Задача это непростая, особенно если оказывающий помощь – не медицинский работник.

С этой точки зрения может пригодится изучение таблицы степени тяжести травм при ДТП в корреляции с последствиями для здоровья в средне- и долгосрочной перспективе: Степень тяжести полученных травм Основные признаки Последствия для здоровья Лёгкие Вероятность полного восстановления здоровья – более 95% Утрата трудоспособности в долгосрочной перспективе не превышает 5%. Период нетрудоспособности длится не более 21 дня Средней тяжести Угроза летального исхода отсутствует, вероятность полного восстановления здоровья превышает 70% Перманентная утрата трудоспособности до 30%. Время, необходимое для восстановления здоровья, превышает 21 день.

Тяжёлые Существует угроза для жизни, тяжёлые последствия полученных травм Потеря зрения, слуха, полная немота. Потеря одного из органов или стойкая потеря его функциональности.

Обезображивание лица, потеря детородных функций.

Патологически тяжёлые перманентные состояния. В более чем 70% случаев летальный исход при ДТП является следствием несвоевременного или неквалифицированного оказания первой помощи пострадавшему.

Очевидцы аварии, другие водители и пассажиры, а также не пострадавшие в ДТП обязаны проявить гражданскую позицию, заключающуюся в принятии следующих мер:

  1. вызове бригады скорой помощи;
  2. предоставлении своего транспорта или оказание помощи для транспортировки пострадавших в ближайшее медучреждение.
  3. оказании экстренной помощи травмированным (извлечение из транспортного средства, оказание неотложных мере при наличии угрозы для жизни);

Примерный алгоритм оказания экстренной помощи, направленной на минимизацию последствий для организма травмированного, выглядит следующим образом:

  1. если квалифицированная врачебная помощь в ближайшее время не может быть оказана – самостоятельно транспортировать потерпевшего в ближайшее медучреждение.
  2. если раненный находится в критическом состоянии, поддержать до приезда врачей функционирование жизненно важных органов (сердца, лёгких);
  3. по прибытии медиков по возможности в краткой форме описать состояние травмированного;
  4. в первую очередь нужно исключить факторы, оказывающие травмирующее воздействие на участника ДТП (вытащить из автомобиля, если это невозможно – постараться освободить сдавленные части тела, оттащить пострадавших от горящего транспортного средства);

Отметим, что далеко не всегда свидетели аварии в состоянии принимать адекватные решения.

Если вы запаниковали, и взять себя в руки не получается, лучше воздержаться от оказания первой помощи, пусть это сделают другие.

Алгоритм оказания неотложной помощи при авариях:

  1. при наличии обильного кровотечения принять меры для его остановки;
  2. одновременно с дыханием проверяется наличие пульса. При отсутствии сердцебиения производится непрямой массаж сердечной мышцы до приезда квалифицированной медпомощи;
  3. определить наличие дыхания у травмированного, в случае отсутствия приступить к искусственной вентиляции лёгких или до приезда медиков, или до восстановления дыхательной функции;
  4. минимизировать усиление болевых ощущений пострадавшего при оказании неотложной помощи.
  5. если при осмотре обнаружены признаки переломов – наложить шину (зафиксировать конечность) с помощью подручных материалов;
  6. выполнить обработку ран, крайне желательно – с их дезинфекцией;

А теперь приступим к более детальному рассмотрению классификации травм, полученных при ДТП.

Какой прогноз черепно-мозговой травмы?Шансы на выздоровление

Исходы черепно-мозговой травмы могут быть различны, также как различна реакция в ответ на черепно-мозговую травму у каждого человека.

Некоторые обширные проникающие ранения черепа в итоге заканчиваются полным выздоровлением больного, а достаточно легкие ранения могут иметь самые серьезные последствия. Обычно повреждение более тяжелое в случаях выраженного отека мозга, повышения внутричерепного давления и длительной потери сознания.

Обычно повреждение более тяжелое в случаях выраженного отека мозга, повышения внутричерепного давления и длительной потери сознания. Довольно малое количество людей после черепно-мозговой травмы может остаться в постоянном вегетативном состоянии. Квалифицированное неврологическое и нейрохирургическое лечение на ранних этапах после черепно-мозговой травмы может значительно улучшить прогноз.

Выздоровление после черепно-мозговой травмы может протекать очень медленно в тяжелых случаях, хотя и улучшение может продолжаться до 5 лет.

Легкая

Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%.

Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).

Самые частые травмы, которые получают водители.

Как уберечься?

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты?

И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия —

«я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»

? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях.

Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев.

— Часто водители ударяются головой о рулевое колесо.

Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах.

Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю? — Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану.

Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели.

— Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму.

Запросто! Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека.

На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку. Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов — Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т.

д. Обычно в сводке в таких случаях пишут:

«у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести»

. Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС.

— Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю? — Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует.

Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли.

Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу.

Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле.

У женщины был перелом руки, малыш не пострадал.

Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС. Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
У спасателей на этот случай есть специальный инструмент. От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника — Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении.

Например, перелом шейного отдела позвоночника.

Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий.

— В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму. Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник.

Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так.

К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику.

Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем. Ноги оказываются зажаты педалями — Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий.

— Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые.

Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза.

Может доходить до ампутации нижних конечностей.

Так с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб.

Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю? — В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак.

— У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение.

Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут.

Любая искра — и пары топлива вспыхнут.

Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо — Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев.

— Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется.

А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких).

Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю? — Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели.

— Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения.

Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке.

Но многие не знают, как это правильно делать.

Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны. Задний пассажир наносит сокрушительный удар — У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС.

— Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т.

д. Что делать очевидцам и как уберечься? — Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности.

Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС.

— Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо.

Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

Сергей Журавлев В карманах жилета — все необходимое для оказания первой медпомощи У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы — В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах.

— А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло. Ковшевые носилки Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе.

Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми. Все лицо водителя в царапинах — К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы.

Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев.

— Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели.

— Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов.

Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили:

«Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно»

.

Причины получения травм головы

Контузии, сопровождающиеся повреждением тканей мозга, появляются из-за механического воздействия. Чаще всего это происходит по следующим причинам:

  1. производственные травмы;
  2. аварии на транспорте;
  3. падения с высотных зданий.
  4. бытовые повреждения;

Во время мозговых поражений иногда отмечают отсутствие реакции и внешних признаков.

Это производит обманчивое впечатление, что не произошло ничего страшного. Однако при травме обязательно требуется обратиться к медикам, поскольку реакция часто наступает запоздало.

Колотая рана

Характеризуется малым размером отверстия, травмированием окружающих тканей, глубиной.

Грозит повреждением внутренних органов, наносится длинными острыми предметами. Болевой синдром не выражен, поверхностного кровотечения нет, но возможно образование подкожных синяков. Повреждение часто происходит посредством шила, отвертки, иглы или любого другого длинного предмета с острым концом.

Ткани вокруг раны не рассекаются, повреждение опасно глубиной, возможностью задеть внутренние органы, их фасции, нарушить целостность кровеносных сосудов. Края расходятся несильно, поверхностное кровотечение минимально.

Особенности ЧМТ в зависимости от ее биомеханики

В зависимости от вида воздействия механической энергии мягкие покровы головы, кости черепа, мозговая ткань и сосуды, обладающие различными упруго-эластическими свойствами, подвергатся и различной степени сдавления, растяжения, раздавливания или разрыва.

В реальных условиях нередко наблюдается сочетание различных видов динамического воздействия — ударного и импульсного. Так, при автомобильной травме, голова пострадавшего может получить внезапное ускорение или замедление (импульсное воздействие) с последующим ударом о внутренние части автомобиля (ударное воздействие). Последовательность событий может быть и обратной — ударное воздействие с последующим импульсным воздействием.

При этом собственно травма мозга может характеризоваться как очаговыми, так и диффузными повреждениями. Клиническими исследованиями было показано, что диффузные формы повреждения мозга преобладают при автодорожных травмах.

В чистом виде ударное воздействие с контактным феноменом наблюдается при ударе предметом по фиксированной голове. В этих условиях отсутствует инерционный момент, причем повреждение скальпа, костей черепа и головного мозга локализуются преимущественно в месте удара. Если при этом площадь травмирующего объекта достаточно велика будут преобладать линейные переломы костей свода и основания черепа.

При небольшой площади травмирующего объекта и достаточной силе возникают, как правило, вдавленные переломы костей черепа. При наиболее частом механизме черепно-мозговой травмы (падение на затылок с высоты собственного роста) имеет место ударное воздействие как с контактным, так и инерционным феноменами.

Повреждения скальпа, а также линейные переломы нередко локализуются a затылочной области, в то время как повреждения мозга в виде очаговых ушибов — в полюсно-базальных отделах лобных и височных долей по типу противоудара.

Механизмы последних — инерционный феномен, который обуславливает смещение больших полушарий мозга вдоль неровных контуров крыльев основной кости и основания передней черепной ямки, а также развитие отрицательного давления с феноменом кавитации в местах противоудара. Возможны и другие варианты противоударных повреждений черепа. Приложение ударной силы в лобной области может приводить к перелому лобной кости с повреждением крыши орбиты и возникновению очага ушиба в месте противоудара (рис.

4 — 2.). Были показаны особенности биомеханики ЧМТ, сопровождающейся непрямым повреждением зрительного нерва.

Местом приложения травмирующей силы при подобном повреждении, как правило, является наружные части надбровной дуги и прилежащие отделы лобной, височной и скуло-глазничных областей (рис. 4—3).

Рис. 4 — 2. Черепно-мозговая травма средней тяжести.

КТ, аксиальные срезы: а) перелом лобной кости с переходом на крышу орбиты справа в месте удара; б, В) геморрагический ушиб теменно-затылочной локализации слева по механизму противоудара.

Рис. 4—3. Типичное место приложения травмирующей силы при черепно-мозговой травме, сопровождающейся закрытым непрямым повреждением зрительного нерва (С.А.

Еолчиян, 1996). В чистом виде статический механизм травмы наблюдается у пострадавших при разрушении зданий в результате землетрясений, взрывов, во время строительных работ.

Если сила статического воздействия достаточно велика, могут наблюдаться деформации черепа, линейные, многооскольчатые, в том числе и обширные вдавленные переломы черепа (рис. 4—4). Тяжесть повреждения мозга при этом пропорциональна тяжести повреждения костей черепа и длительности статического воздействия, т.е.

длительности сдавления головы.

В зависимости от длительности сдавления головы возникают различной степени ишемические повреждения мягких покровов головы: от локального отека и последующей атрофии (рис.

4—5), вплоть до обширного некроза (рис. 4—6, 4—7, 4—8, 4—9, 4—10). Кроме того, длительное сдавление головы, вызывающее деформацию черепа (особенно у младенцев при эластичности костей черепа), может вызывать также длительное сдавление мозга, внутричерепные кровоизлияния, нарушение венозного оттока из полости черепа с развитием диффузного набухания мозга (рис.

4—11).

Рис.

4 — 4. Длительное сдавление головы у ребенка 1 года. КТ-аксиальные срезы: а, б) обширный вдавленный перелом теменной и височной костей справа. Общий вид — см. рис. 4 — 9.

Рис.

4—5. Больной 11 лет. Фронтальный тип длительного сдавления головы (третья неделя после травмы): а) вид спереди — отек мягких тканей в области левой орбиты; б) вид сзади — участок облысения и атрофии кожи

Рис. 4 — 6. Ребенок 4 мес. Фронтальный тип длительного сдавления головы (вторая неделя после травмы): а, б) участки некроза мягких тканей в лобной и теменно-затылочной областях справа.

Pис. 4— 7. Ребенок 2 лет. 7 сутки после травмы.

Pис. 4— 8. Ребенок 3 лет. Третья неделя после травмы.

Рис.

4 — 9. Ребенок 1 года. Две недели после травмы: а) обширная зона некроза височно-теменной области; б) этот же ребенок через 6 месяцев после травмы.

Рис. 4—10. Ребенок 10 лет, 4 сутки после травмы. Обширный отек головы, шеи, грудной клетки.

Рис. 4 — 11а. Новорожденный; вторые сутки после травмы, полученной во время разрушения родильного дома через несколько минут после рождения.

Рис.

4—11б. Серия КТ через 4 сут после рождения и травмы.

Рис.

4—12. Черепно-мозговая травма вследствие взрыва у мужчины 46 лет. а) КТ в первые сутки после ЧМТ. Аксиальные срезы. Диффузное повреждение мозга с увеличением его объема и множественными очагами геморрагических ушибов; б) МРТ в первые сутки (фронтальные срезы и сагиттальный срез).

Четко визуализируются множественные очаги геморрагий супра- и субтенториально локализации, а также сужение желудочков мозга.

Наиболее сложное сочетание различных типов воздействия механической энергии наблюдается при взрывах, в том числе мирного времени (техногенные катастрофы и аварии, террористические акты).

С точки зрения физики, под взрывом понимают высвобождение большого количества энергии в ограниченном пространстве и в течение короткого периода времени.

В воздействии взрывной волны выделяют несколько повреждающих факторов. Первичное ударно-сотрясающее воздействие взрывной волны тем больше, чем ближе находится пострадавший к месту взрыва.

Так, в непосредственной близости к месту взрыва большой силы могут наблюдаться: полное разрушение (дезинтеграция) тела, отрывы конечностей и эвисцерация. При взрывах меньшей силы или на отдалении от его эпицентра, могут наблюдатся различной степени тяжести диффузные повреждения (рис.

4—12) и ушибы мозга, а также различные проявления баротравмы. К поражающим факторам взрывной волны относят также удары и ранения осколками снарядов, других предметов, а также импульсное воздействие взрывной волны, которое вызывает перемещение или отбрасывание тела пострадавшего с последующим ударным воздействием в результате падения тела или соударения его с препятствием.

Дополнительным повреждающим фактором может быть сдавление головы и других частей тела тяжелыми предметами a результате разрушения зданий и сооружений. Следовательно, при черепно — мозговой травме, обусловленной взрывом, наблюдается сложное, сочетанное воздействие ударного, импульсного, а в некоторых случаях, и статического механизмов. В клинических условиях не всегда представляется возможным определить удельный вес каждого из этих слагаемых.

Тем более, что взрывные поражения нередко сопровождаются комбинацией как механического, так и термического факторов.

Анализ биомеханики травмы позволяет предполагать возможные варианты и тяжесть первичного повреждения мозга и в определенной степени прогнозировать развитие тех или иных вторичных механизмов повреждения.

Это важно для разработки адекватных алгоритмов патогенетического лечения.

А.А.Потапов, Э.И.Тайтур Опубликовал

В чем заключается доврачебная помощь при аварии?

Автолюбитель, который связан с дорожно-транспортным происшествием, должен оказать неотложную помощь при ДТП. Вначале потребуется сообщить о случившемся в медицинское учреждение и предоставить нужную информацию о числе потерпевших и характере полученных ран или переломов.

Вначале потребуется сообщить о случившемся дтп в медицинское учреждение.

Если люди, пострадавшие в автомобильной аварии, пребывают в сознании и способны без проблем двигаться, требуется помочь им покинуть машину. Если нет признаков жизни, производится сердечно-легочная реанимация.

+ +